Политическая сатира на французских монетовидных знаках
Вторая Империя … Правление Наполеона III … Франко-Прусская война … Поражение под Седаном … Падение Второй Империи … Парижская Коммуна …
Для многих это – лишь параграфы из истории Франции и Германии. И не более того.
Но только не для нумизматов, для которых все перечисленное тесно взаимосвязано и выплеснуто на ряде довольно любопытных нумизматических предметов того времени. Сегодня все они – большая редкость и
украшают далеко не каждую коллекцию.
Это – сатирические монетовидные знаки, посредством которых народ Франции высказал свое отношение к вышеупомянутым теме, событиям, персоналиям …
Однако, обо всем по-порядку.
В середине XIX в. Франция претендовала на гегемонию в Европе. Но укрепление ее позиций на континенте требовало и решения ряда других задач. В частности, крупная буржуазия, чьим ставленником
фактически был Наполеон III, ждала, что произойдет активное завоевание новых рынков для французских товаров. Напуганная также революционным рабочим движением, уже дважды приводившим к созданию Первой и
Второй Республик, она требовала решительного его подавления и создания условий, исключавших новый революционный взрыв.
Но, в целом, бесславное царствование Луи Наполеона Бонапарта не оправдало надежд промышленников, торговцев и банкиров. Вторая империя, как во Франции называли период правления Наполеона III,
буксовала по всем параметрам. Колониальная политика страны потерпела почти полный провал. Отношения с Англией и Россией оставляли желать лучшего, что создавало обстановку, без малого, полной международной изоляции. Плюс масса
других внешнеполитических и внутриполитических проблем. Стремясь избежать очередной революции, правительство сочло, что наилучшим способом достижения этой цели станет война с Пруссией. Тем более, что последняя завершала
объединение Германии под своим главенством. Такое усиление соседнего государства не устраивало Францию, усматривавшую в этом прямую угрозу ее преобладающему положению в Европе.
К тому же, эта война вполне устраивала как Наполеона III (1808-73 гг., имп. в 1852-90 гг.), так и Бисмарка (1815-98гг., князь, 1-й рейхсканцлер Германской империи в 1871-90 гг.), быстро нашедших и предлог
для развязывания военных действий – отсутствие единого мнения по поводу претендента на освободившийся испанский престол.
Объявив эту войну 19 июля 1870 г., Франция с лозунгами «Что такое прусская армия!... Нам стоит только дунуть на нее!» вступила в полосу… сплошных поражений, апофеозом которой стала Седанская
катастрофа.
Более чем 80-тысячная армия под командованием маршала М.Э. Мак-Магона во главе с самим императором двинулась на помощь к осажденным в крепости Мец подразделениям, но была наголову разбита под
Седаном прусскими войсками, которыми командовал генерал Х. Мольтке, и 2 сентября сдалась в плен.
Вспыхнувшая 4 сентября 1870 г. в Париже революция свергла ненавистный народу режим, провозгласив республику. Но новое правительство не препятствовало продвижению прусских войск, что
привело к осаде и блокаде Парижа и подписанию 26 января 1871 г. позорного перемирия с Пруссией.
А 18 марта 1871 г. реальностью стала Парижская Коммуна, просуществовавшая 72 дня и жестоко подавленная не без помощи прусской военщины …
Вот эти события и выплеснули французскую сатиру на неофициальные монетовидные выпуски, о чем, в частности, довольно интересно рассказал А.П. Шишкин в своей статье «Политическая сатира на
медалях» («Коллекционер», № 33, 1997 г.). Так, в ней идет речь
о медном монетовидном знаке, сатирически копирующем монету тех времен. На нем Наполеон III изображен не с привычным августейшим особам лавровым венком, а в прусской
каске. Шею императора красноречиво «украшает» ошейник с надписью «SEDAN». Представительская надпись в верхней части аверса, вместо монетной – «NAPOLEON III EMPEREUR» («Наполеон III Император»), гласит – «NAPOLEON III
MISERABLE» («Наполеон III\Презренный). В нижней части в качестве «номинала» указано – «80000 PRISONIERES» («80000 пленных»).
Буквально «брызжет» жесткой и меткой сатирой реверс монетовидного знака, в верхней части которого монетная надпись – «EMPIRE FRANCAIS» («Империя Франция») заменена на – «VAMPIRE FRANCAIS»
(«Вампир Франции»), в нижней – даты начала и конца правления Наполеона Маленького («2 декабря 1851 г. – 2 сентября 1870 г.»; «2 DEC. 1851 – 2 SEPT. 1870»). В центре реверса монетный орел, держащий в лапах перун с молниями,
заменен на зловещего вида сову с пушкой в когтях.
Монетовидный знак имеет следующие параметры: диам. – 27,3 мм.; толщ. – 1,8 мм.; вес – 4,05 г.; гурт – гладкий.
Кроме того, здесь же А.П. Шишкин описывает и стандартную бронзовую французскую монету, на которой на лице Наполеона III сделана соответствующая надчеканка – «SEDAN».
Мне также известна
стандартная французская 10-сантимовая монета того времени, на аверсе которой безвестным умельцем Луи Наполеону Бонапарту выгравирована прусская каска и все тот же ошейник с
надписью «SEDAN». Кроме того, автор добавил к изображению еще и окурок в зубах императора, а расположенную ниже портрета дату (возможно более раннюю и потому подвергшуюся переделке) перегравировал на позорный 1870-й год.
Наличие двух вышеописанных абсолютно разных случаев переделки стандартных монет может говорить, во-первых, о том, что, возможно, имели место и другие варианты изображений переделанных монет, так
или иначе выражавших народную ненависть к монарху; во-вторых, это свидетельствовало о высокой популярности среди масс изображенного на монетовидного знака и стремлении многих при отсутствии такового в личном
пользовании, изготовить для себя и своих единомышленников некое его подобие.
Помимо вышеперечисленных предметов автору известен также еще один весьма интересный
медный монетовидный знак с параметрами: диам. – 28,4 мм; толщ. – 2,5 мм; вес – 8,15 г.; гурт – гладкий.
На его аверсе в центре помещены две в разные стороны смотрящие «валетом» расположенные головы. Одна из них (верхняя) практически повторяет изображение Наполеона III в прусской каске с монетовидного знака, изображенного на, но уже с дымящимся
окурком в зубах. Другая (нижняя), вероятно, принадлежит Бисмарку. Она – с лавровым венком и остроконечным навершием прусской каски. Круговая надпись гласит: «NAPOLEON III LE LACHE GUILLAUME LE CRUEL», что в примерном переводе звучит приблизительно так – «Наполеон III
презренный зензубель (столярный инструмент, рубанок) горькой доли». Надо полагать, что под последним подразумевается поствоенная участь Франции, после подписания тяжелейшего, фактически грабительского Франкфуртского
мирного договора с Пруссией потерявшей Эльзас и Восточную Лотарингию, а также допустившей временную оккупацию западных укреплений Парижа и части западных департаментов.
Реверс монетовидного знака по своему дизайну напоминает реверс монетовидного знака, изображенного на. И в то же время сильно отличается от последнего. Сова более хищного вида и уже коронованная
(т.е., с императорской короной над головой). В когтях у нее, естественно, не перун с молниями и даже не пушка, а скрещенные человеческие кости. В верхней части круговой надписи – «LES VAMPIRES DE LA MORT» («Вампиры смерти»). В нижней – годы позорной франко-прусской войны
(«1870-1871»), отделенные от остальной круговой надписи тремя горящими пушечными ядрами с каждой из сторон.
В одном ряду с вышеупомянутыми французскими памятниками начала 70-х гг. XIX в., вероятно, следует поставить и стандартные монеты того периода с надчеканкой «VIVE LE COMMUNE» («Да задравствует Коммуна»);
монетовидный знак, изготовленный по типу 5-франковой монеты (причем с указанием номинала) с изображениями сцены расстрела коммунаров и портрета их палача Тьера, а также монетовидный знак с
головой маршала Мак-Магона, отразивший монархические цели французской военщины, тоже сделанный по типу 5-франковой монеты (описание этих последних трех предметов дано в вышеуказанной статье А.П. Шишкина).
Скорее всего, предметы, о которых упомянуто в настоящей статье, не являются единственными во французском разделе темы «Политическая сатира в нумизматике» и, не
исключено, что со временем она будет значительно дополнена новыми интересными экземплярами.
В. Назаров, А. Чеботарев г. Ростов-ПАПА
_____________________________________________________________________________________________________________
!!! При использование данного материала, целиком или в части, ссылка на "Южно-российский коллекционер" - обязательна.
{ назад } |