1918 год: собственная чеканка Армавирского отделения Госбанка
Данная статья также была опубликована в журнале Антиквариат № 11, 2006.
Выпуск монетовидных знаков Армавирским отделением
Государственного банка 1918 года, пожалуй, одна из наиболее авторитетных послеоктябрьских эмиссий на постимперском пространстве России того времени.
Ее значимость всякий раз подчеркивается включением данных платежных знаков во многие известные каталоги, включая всемирное издание «WORLD COINS» («Монеты мира») Ч. Краузе. Сама эмиссия была довольно хорошо
освещена в материале О. Веровенко «Боны Армавира», опубликованном в сборнике «Советский коллекционер» (№ 3, 1965 г). Правда, автор в ней изложил лишь
общую информацию об армавирских металлических платежных знаках. В частности, в статье упоминается о трех монетах первого или, как его еще называют,
пробного выпуска: -
1 рубль, большой диаметр (28,1 мм), медный сплав с
красновато-серым оттенком; оригинальный дизайн аверса и реверса; гуртовая насечка; -
3 рубля, большой диаметр (31,0 мм), медный сплав
красного цвета, дизайн реверса идентичен изображению реверса стандартного пятирублевика 2-го выпуска; гуртовая насечка;
- 5 рублей, стандартный тип; литье из серого металла; гуртовая насечка (в статье идет речь об алюминиевом экземпляре, но это,
скорее всего, ошибка);
о
трех монетах второго выпуска:
- 1 рубль, малый диаметр (26,0 мм); стандартный тип;
медный сплав красного цвета; гуртовая насечка; -
3 рубля, малый диаметр (27,9 мм); стандартный тип; медный сплав красного цвета; гуртовая насечка;
- 5 рублей, стандартный тип; медный сплав красного цвета; гуртовая насечка; а также:
- 3 рубля, стандартный тип; серебро, гуртовая насечка. (В статье также говорится о первом выпуске или, как пишет О. Веровенко, – опытной отливке из меди «монет» достоинством 1, 3 и 5
рублей. Однако, автору неизвестен ни один экземпляр такого типа, нет информации и о наличии подобных литых медных предметов в известных ему
коллекциях. Скорее всего, первой пробной или опытной отливкой следует считать
литую 5-рублевку из серого металла I-го
выпуска. Кроме того, О. Веровенко указывает в своей статье, что «некоторые монеты первого выпуска достоинством 1 руб. были без инициалов гравера и
насечки на гурте и вместо лавровых ветвей имели орнамент». Это также, вероятнее всего, не совсем правильно. Во-первых, не «некоторые», а все
рублевики первого выпуска «вместо лавровых ветвей имели орнамент». Во-вторых, на этих первых рублевиках инициалы гравера не отсутствовали
вовсе, а просто находились не под хвостом орла, а в другой точке монетного поля, о чем будет сказано ниже. И, наконец, в-третьих, безгуртовыми были не
эти первые рубли, а монеты типа второго выпуска, которые, вероятно, можно было бы признать промежуточным, между первым и вторым, пробным выпуском, о
чем также будет упомянуто ниже).
Вот, в принципе, и весь набор армавирских металлических платежных знаков 1918 года, о которых обычно идет речь в статьях и
каталогах. Но есть еще ряд нюансов (разновидностей), наличие которых (и так называемые «перекрестные сочетания») заметно расширяют рамки вышеупомянутого
общеизвестного «набора». О некоторых из них я позволю себе рассказать в данной публикации. Сразу же следует вспомнить о таком «традиционном» для
нашей нумизматики явлении, как «перепутки». В первую очередь, это перепутки штемпелей лицевых сторон у монет из разных выпусков, но с одинаковыми
диаметрами. Таковых в нашем случае, две пары. Это –
1 рубль (I выпуск) и
3 рубля (II выпуск);
3 рубля (I выпуск) и 5 рублей (II выпуск). В первой мы имеет
явно разные штемпеля. Самым серьезным отличием является расположение инициалов
резчика штемпелей пленного австрийца Йосифа Задлера. На рублевике
первого выпуска они находятся в левой лапе орла (в правой для нашего взгляда), а на трехрублевой монете второго выпуска эти инициалы – под
хвостом орла (см. илл.). Не имея никакой информации из печатных источников, я начал поиск «перекрестного» использования вышеупомянутых штемпелей еще в
первой половине 1980-х. Плоды свои этот поиск принес лишь два десятка лет спустя, когда в начале 2000-х гг. мне довелось держать в руках монету
достоинством
3 рубля (II выпуск), на лицевой стороне которой инициалы резчика, были… в лапе орла. И, хотя автору не
доводилось видеть сочетания двух других штемпелей, не исключено, что существует и рубль первого выпуска на лицевой стороне которого инициалы под
хвостом двуглавой птицы, а не в лапе. Есть определенные отличия и у штемпелей лицевых сторон
3 рублей I-го выпуска и 5 рублей II-го выпуска. Они сведены в специальную таблицу – II. Однако, автору в данной паре перепутки не известны.
Во вторую очередь, говоря о «перепутках», обращу внимание читателей на разницу в металлах, использованных для 1 рубля первого выпуска
(медный сплав красно-серого цвета) и для 3 рублей первого выпуска, а также 1, 3 и 5 рублей второго выпуска (медный сплав красного цвета). При нашей
«хронической любви» ко всевозможным «перепуткам» (в т.ч. и по металлам) вполне вероятно, что таковые вполне могли бы иметь место и в данном случае.
Однако из-за повышенной редкости исследуемого материала у автора пока нет подтверждения существования 1 рубля (I выпуска) в
медном сплаве красного цвета и 3 рублей (I выпуска); 1, 3, 5 рублей (II выпуска) в медном сплаве красно-серого цвета.
Третий вид «перепуток» касается толщины монетовидных знаков. В частности, довольно распространены случаи использования
листопроката под 1-рублевую (II выпуска) для чеканки 3-рублевых платежных знаков. А надо заметить, что при обычном
исполнении кружки рублевиков заметно толще кружков трехрублевок. В результате чего 3-рублевый номинал существует как в «тонком» исполнении, так
и в «толстом» (см. илл.). Для примера: вес тонкой трехрублевки – 6,2÷6,5 г, а толстой – 7,5 г. «Толстую» пятерку автору доводилось видеть, но произвести
соответствующие замеры толщины и веса не удалось. В свете чего однозначно утверждать была ли это «перепутка» по толщине, или прозаический «высокий
бортик», не представилось возможным.
Далее. Все «армавирки» имеют гуртовую насечку. Однако, в
коллекции известного бакинского нумизмата Э. Погосяна долгое время хранилась подборка 1, 3, 5 рублей (II выпуска) с гладкими
гуртами, полученная им в свое время от другого известного отечественного нумизмата Ю. Пахомова. Оба считали эту «гладкую тройку» пробными монетами (у
автора насколько иное мнение на сей счет, от высказывания которого в силу определенных обстоятельств он пока воздерживается). В дальнейшем, «пятерка»
из этой подборки перешла в коллекционное собрание бакинца А. Лурье и, сменив еще ряд коллекций (в том числе и автора этих строк), затерялась где-то на
Кавказских Минеральных Водах. О судьбе остальных «гладких» номиналов информация отсутствует.
В 1980-е гг. нумизмат из Самары (тогда еще Куйбышева) Е. Пирятинский демонстрировал в Ессентукском клубе коллекционеров армавирскую
трехрублевку, отчеканенную в медном сплаве желтого цвета (бронза, латунь -?). Несколько раньше о наличии точно такой трехрублевки в своей коллекции
сообщал известный московский нумизмат Н. Дашевский. Были ли в бронзе-латуни и другие варианты армавирских металлических платежных знаков – трудно
сказать. Кроме того, один из старейших ростовских (на-Дону) нумизматов В. Образцов утверждает, что несколько десятков лет назад в его
коллекции имелись полные подборки армавирских монетовидных знаков второго выпуска, отчеканенные в серебре и алюминии.
Армавирец И. Климушин, знавший О. Веровенко лично и неоднократно общавшийся с ним, в 2005 году рассказал автору этих строк, что во время одного из посещений мельком видел
у Веровенко весьма необычную планшетку. На ней располагались армавирские метплатзнаки с различными отклонениями от нормы (развороты штемпелей,
смещения изображений и т.п. образцы брака чеканки). Среди них лежало несколько экземпляров в серебре и в золоте. Были ли это какие-то иные
номиналы или стандартные, но выполненные в благородных металлах, Климушин утверждать не берется.
Однако, в начале 1990-х гг. украинский нумизмат А. Семергей сделал в пятигорском клубе коллекционеров сообщение о имеющемся в
его коллекции 100-рублевом номинале армавирской эмиссии. Если эта неподтвержденная информация имеет под собой какую-то реальную основу, то,
во-первых, как-то по-другому можно было бы взглянуть на вышеупомянутые серебряные и золотые экземпляры с «планшетки Веровенко». А, во-вторых,
наличие 100-рублевого номинала вынесло бы на повестку дня слишком большой разрыв между платежными знаками достоинством 5 рублей и 100 рублей, что в
свою очередь, поставило бы вопрос о возможных промежуточных номиналах, к примеру, 10-, 25-, 50-рублевых металлических платежных знаках. Вместе с тем,
отсутствие фактического подтверждения информации А. Семергея, к сожалению, не дает оснований для каких-либо выводов и заключений на сей счет.
В первой половине 1980-х гг. бакинский коллекционер А. Гусейнов утверждал, что в его поле зрения попадала армавирская пятирублевка
гораздо больших размеров (диаметр, толщина) нежели известный стандартный вариант. Не имея фактического подтверждения данное сообщение тоже остается в
статусе устной информации. Но об одном можно говорить с полной уверенностью.
Вариантов армавирских металлических платежных знаков, которые достойны того, чтобы быть представленными в коллекционных собраниях, гораздо больше, нежели
стопроцентно описанные у О. Веровенко семь монетовидных знаков, упомянутые в начале этого материала.
* * *
Довольно высокая степень редкости «армавирок» по вполне
понятным причинам не могла не вызвать частых попыток подделки этих монетовидных знаков. Существует несколько вариантов таковых, большинство из
которых, кстати, довольно несложно определяются в силу заметно отличающегося от оригинала изображения (см. илл.).
Но встречаются и довольно точные копии (см. илл.), выявление которых требует определенных навыков и внимательности. Первое, на что следует сразу обращать внимание, это наличие и качество
проработки инициалов резчика штемпелей. У многих таких точных копий они либо отсутствуют вовсе, либо лишены достаточной четкости. Однако как
самостоятельный признак это не может быть определяющим, поскольку столь мелкая и тонкая деталь изображения при некоторой забитости или сработанности
штемпеля могла вполне потерять свою четкость. Второе – стык изображения с монетным полем у фальсификата
в большинстве случаев не имеет вид идеального перпендикуляра. Если же стык этот все-таки смотрится достаточно перпендикулярным, а сомнения остаются, то
изучите внимательно контуры элементов изображения и, в особенности, букв и звездочек на предмет их раздвоения. У подлинных знаков такового нет. Это –
третье. И, наконец, четвертое. Высокоточные фальсифицированные «армавирки» имеют гораздо более частую гуртовую насечку, нежели подлинные экземпляры.
Из устной информации, полученной от ветеранов коллекционерского движения, следует, что пленный австриец был привлечен к
монетному производству ввиду отсутствия местных специалистов данного профиля. И будто бы тот применил весьма необычный и крайне редкий способ
изготовления монет, когда штампами служили прокатные валики. Производственные мощности, после утраты, надобности в
них, были брошены. Одна из машин, по словам некоторых коллег-коллекционеров, вплоть до наших дней валялась в лесочке под ст. Расшеватской. А при чистке
какого-то отхожего места якобы был обнаружен один из штампов, заброшенный туда кем-то еще в те стародавние времена.
Вот и вся известная автору информация об армавирских металлических платежных знаках 1918 года. Возможно, у коллег имеются еще
какие-то сведения об этой эмиссии, которыми они поделятся на страницах журнала.
Параметры известных автору подлинных экземпляров и наиболее распространенных подделок сведены в таблицу – I. Думается, это поможет коллекционерам избежать досадных ошибок и
разочарований при приобретении этих прекрасных монетовидных знаков.
В. Назаров, А. Чеботарев г. Ростов-ПАПА
_____________________________________________________________________________________________________________
!!! При использование данного материала,
целиком или в части, ссылка на "Южно-российский коллекционер" - обязательна.
{ назад
} |