Рождение идеи 15 февраля 2005 года |
||
г. Ростов-ПАПА | www.urk97.narod.ru | |
Оптимизировано под 1024x768 |
«Топливные» жетоны-талоны Данная статья также была опубликована в журнале С.-П. коллекционер, № 4, 2006
Транспортные жетоны до недавнего времени в нашей стране были явлением довольно редким. Оно и неудивительно. Стабильный, фиксированный курс национальной валюты не требовал замены обесценивающейся денежной массы (как ни парадоксально!) всегда твердыми суррогатами. Массированное наполнение темы транспортных жетонов практическим экзонумическим материалом началось в конце 1980-х гг. с возобновления применения монетовидных предметов в турникетах метрополитенов. С тех пор, за неполные двадцать лет коллекции собирателей вобрали в себя сотни всевозможных жетонов, так или иначе связанных с транспортом. Их функциональное предназначение, в частности, охватывает такие сферы, как оплата проезда, постановка транспортного средства на автостоянку, размещение грузов и вещей в камерах хранения, заправка автотракторной и иной техники горюче-смазочными материалами… Последнее, пожалуй, и сегодня наиболее редкое явление в отечественной экзонумии.
Одной из наиболее ярких эмиссий «топливных» жетонов-талонов
(или точнее – жетонов-талонов на получение ГСМ) является выпуск РОАО
– Ростовского отдельного авиационного отряда. Это – квадратные платы (длина
стороны квадрата – 38,5÷40,7 мм; толщина – 1,6÷1,8 мм), выполненные из
металла близкого по цвету к цинку методом травления. Лицевая их сторона
имеет покрытие красноватого цвета, а оборотная – горчичного. Автору известны
четыре номинала данной серии – «10 л БЕНЗИН»; «15 л БЕНЗИН»; «20 л БЕНЗИН»;
«20 л ДИЗТОПЛИВО». Даже беглого взгляда на них достаточно, чтобы высказать
предположение о наличии, как минимум, еще двух номиналов – «10 л ДИЗТОПЛИВО»
И «15 л ДИЗТОПЛИВО», которые в поле зрения автора, к сожалению, не попадали.
Судя по характерным признакам, постоянное изображение на жетонах цельное,
т.е. выполнялось для каждого номинала отдельно и сразу, без последующей надчеканки номиналов, как это нередко бывало в других эмиссиях. В результате
этого общие для всех жетонов элементы дизайна (кроме вида топлива) имеют в
каждом конкретном случае индивидуальные отличительные особенности, даже в
одной и той же «бензиновой» серии. В частности, на фоне массы других отличий
наиболее заметным («гвоздевым») признаком можно назвать расположение слова
«БЕНЗИН» относительно правого края буквы «Л» в номинале: у «10 л» –
окончание второй буквы «Н» в слове «БЕНЗИН» находится на одном уровне с
окончанием буквы «Л» номинала; у «15 л» – окончание буквы «Н» в слове
«БЕНЗИН» находится на одном уровне с окончанием буквы «Л» номинала; у «20 л»
– окончание второй буквы «Н» в слове «БЕНЗИН» приходится на середину буквы
«Л» номинала.
Однако, несмотря на вышесказанное, таковые все же имеют место – в виде
надчеканок различных цифр и чисел на оборотной стороне жетонов-талонов либо
их полного отсутствия.
Это не единственный случай применения топливных жетонов-талонов в отечественной экзонумии. Автору известен весьма любопытный односторонний латунный прямоугольный экземпляр (размером 37,9x24,8 мм, толщина – 1,3 мм) горизонтальной штамповки. Все изображение – углубленное. На оборотной стороне – едва различимый размытый негатив изображения лицевой стороны. В рамке (размером 33x20 мм), разбитой на пять секций размещены надписи: слева – «С.С.С.Р.», справа – «В.С.Н.Х.», сверху – «НЕФТЕСИНДИКАТ», снизу – «КИЕВСК. КОНТОРА», в центре – «БЕНЗ. 1/2 ЛИТР.». Период применения можно определить по аббревиатуре «В.С.Н.Х.», имеющей два значения. Первое – «Всероссийский совет народного хозяйства». Однако, оно в данном случае несовместимо с аббревиатурой «С.С.С.Р.» и надписью «КИЕВСК. КОНТОРА». Второе – «Высший совет народного хозяйства» (1917-1932 гг.). И, судя по той же аббревиатуре «С.С.С.Р.», срок существования этого высшего центрального органа по управлению народным хозяйством страны ограничивается периодом 1922-1932 гг. Это же десятилетие, надо полагать, и является периодом применения описываемого жетона. В пользу этого говорит и энциклопедическая («Советский энциклопедический словарь», изд. 3-е, М., 1985. С.1205) статья, посвященная термину «синдикат». Это – «…в СССР в 1922-30 тип хоз. орг-ции, объединявшей группы пром. трестов для оптового сбыта их продукции, закупок сырья и планирования торг. операций». Здесь же – «закупки сырья и реализация произведенной продукции осуществляются через единую сбытовую контору». В данном случае на жетоне-талоне указана Киевская контора.
Были ли другие номиналы, помимо «1/2 ЛИТР», автору не известно. Однако,
ввиду того, что 500 мл бензина довольно небольшое количество топлива,
предположить существование таковых можно.
Однозначно к «когорте» топливных жетонов следует отнести и хорошо известный
отечественным коллекционерам «бензиновый» жетон Республики Татарстан (медь;
круглый; двухсторонняя выпуклая чеканка; гуртовая насечка; диам. – 25 мм;
толщ. – 1,6 мм) периода 1990-х гг., который давал право на заправку
автомобиля бензином. Несколько позже в Татарстане теми же штемпелями были
отчеканены точно такие же никелевые жетоны, но уже с иным предназначением,
не имеющим отношения к данной теме. А спустя некоторое время фальсификаторы
отникелировали некоторые медные жетоны, дабы извлечь из этого материальную
выгоду. Но и это уже другой разговор. Частная фирма
На оборотной стороне черной краской нанесено буквально следующее:
В. Назаров, А. Чеботарев. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________ !!! При использование данного материала, целиком или в части, ссылка на "Южно-российский коллекционер" - обязательна.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
Дизайн: Chibo Software |
E-mail: chibo_software@mail.ru | ||||||||||||||||||||||||||||||