Жетон на право ДТП?
или «Задави меня,
пожалуйста, все равно тебе за это ничего не будет»
О существовании этих необычных
жетонов я узнал совершенно случайно еще во второй половине 1990-х. Прослышав
о моем увлечении всевозможными жетонами, старый «опер» В. Ефремов вдруг
ошарашил:
– А я вот знаю о таких жетонах,
которые, уверен, тебе неизвестны.
– Это какие же? – Привыкший за
долгие годы к тому, что под таким «соусом» обычно преподносят информацию о
самых прозаических вещах типа жетонов метрополитенов или
телефонов-автоматов, я скептически улыбнулся. – …Или, может, ты о жетонах
морга? Тогда ничем не удивишь. Видел. Алюминиевые. С выбитыми пуансонами
словом «морг» и цифрами номера. На ниточке-веревочке. И надевается на
большой палец ноги усопшего.
Мне, действительно, как-то
доводилось забирать из морга умершую родственницу. Тогда-то я и увидел эти
бирки-жетоны. Но я не угадал.
– «Тепло», но не «горячо», –
спокойно заметил Ефремов. – Хотя, после получения такого жетона, скорее
всего, станешь кандидатом на нары в морг…
И рассказал следующее.
Якобы в советские времена
существовала такая практика. Едет, к примеру, кортеж правительственных
автомобилей с высокопоставленными лицами. Скорость у них, как правило,
всегда высока. Говорят, по Правилам сопровождения кортежей чуть ли не менее
90 километров в час. Сбавлять ее нельзя, останавливаться – тоже. Чтобы не
случилось. Во избежание всевозможных покушений, терактов и проч.
Возникновение аварийной ситуации при такой
скорости не то что исключено, но и, скорее всего, предположительно. В
частности, если на проезжую часть неожиданно выскочит человек.
– Обычно водители, сбившие
пешехода, обязаны остановиться, оказать пострадавшему первую медицинскую и
просто человеческую помощь, доставить его в больницу, сообщить о случившемся
в милицию. В противном случае – уголовное дело, – объяснял Ефремов. –
Водителям же правительственного кортежа останавливаться запрещено даже в
этом случае. Если сбил человека, то обязан сразу же на месте происшествия
выбросить в окно специальный жетон. По нему впоследствии определяются меры,
которые необходимо предпринять…
Правда, он не знал точно из
какого металла были изготовлены такие жетоны, использовались ли они только в
центральном аппарате, или в региональных тоже… Слышал, что вроде из желтого
металла, размером чуть больше стандартного рубля тех времен. Но сказал-таки
одну очень важную деталь: на лицевой стороне жетона помещался
Государственный Герб СССР безо всяких надписей, а на оборотной – номер,
скорее всего не автомобиля, а колонны. Первый нашедший его сотрудник органов
внутренних дел был обязан позвонить в гараж и доложить номер колонны, у
которой произошло ДТП. А там, после прибытия последней, по наличию у
водителей жетонов проводился разбор «полетов», устанавливалась конкретная
обстановка происшедшего. Не исключено, что для пострадавших и членов их
семей предусматривалась какие-то компенсации и проч.
Жетоны эти, якобы выдавались
водителю в гараже, вместе с ключами автомобиля. Вероятнее всего, что у
диспетчера оставался точно такой же дубль-жетон. Не исключено, что у жетона
было либо ушко, либо пробито отверстие – для надевания на
сборно-соединительное кольцо.
Я тогда не придал особого
значения этой информации, поскольку никакого подтверждающего материала не
имелось, в том числе и самих жетонов.
Но, спустя несколько лет, уже в
конце 2005 г., довелось прочитать роман «Колибри», написанный бывшим
сотрудником органов внутренних дел, а ныне работником Госнаркоконтроля
России Э. Рудненко. В произведении один из его героев говорит, в частности,
следующее:
– …Когда руководство страны
провозят по улицам кортежем, то перекрывают все прилегающие дороги. А если
какая-нибудь машина вдруг оказалась на проезжей части, то бронированные
«джипы» просто их таранят, разбивая в хлам. При этом, независимо от наличия
жертв, пострадавшим выдаются какие-то карточки, свидетельствующие о
несчастном случае…
Конечно, карточки – это не совсем
жетоны, но описанная ситуация некоторым образом подтверждает рассказанное
старым «опером». А это значит, что надо внимательно просматривать все
анэпиграфические жетоны с государственной символикой и, на первый взгляд,
ничего не значащими цифрами. Возможно, это окажется тот самый жетон…
В. Назаров.
г. Ростов-ПАПА.
P.S. В 2002 г. автору попадался односторонний алюминиевый жетон (диам. ≈ 5
см) с гербом СССР, без каких бы то ни было цифр. Может накладка на что-то, а
может и заготовка для того самого жетона.
.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
!!! При использование данного материала,
целиком или в части, ссылка на "Южно-российский коллекционер" - обязательна.
{ назад
}