«МУЛЯЖИ»
их роль в монетном производстве
и значимость
в коллекционных собраниях
Данная статья также была опубликована в журнале С.-П. коллекционер, № 5,
2006
В последние пару лет на
коллекционном рынке промелькнуло несколько российских односторонних памятных
монет со словом «МУЛЯЖ» на оборотной стороне. Что это? Имеют ли они
отношение к процессу производства монет? И если имеют, то какое именно?
Оттолкнемся изначально от
энциклопедического, словарного значения слова «МУЛЯЖ».
«МУЛЯЖ» (франц.
moulage,
от – mouler
отливать в форму), точное воспроизведение какого-либо объекта (из гипса,
папье-маше и др.), обычно раскрашенное. Служит гл. обр. наглядным пособием.
См. также Слепок». (Большой энциклопедический словарь. Изд. 2-е. М.
1997. С. 768).
Толкование понятия «МУЛЯЖ», как
видим, весьма далеко от сути того предмета, который изготавливают под таким
названием монетные дворы. Если же обратиться к понятию «СЛЕПОК», к которому
отсылает читателя статья «МУЛЯЖ», то его толкование БЭС еще более отдаляет
от продукции мондворов.
Не проливает должный свет на
проблему и «Словарь нумизмата» Х. Фенглера, Г. Гироу, В. Унгера (М., «Радио
и связь». 1982. С. 260), трактующий термин «СЛЕПОК» (понятия «МУЛЯЖ» в нем
нет вовсе) следующим образом:
"СЛЕПОК, литая копия (нем.
Abguß),
обозначение изделия, получаемого при литье в форме-негативе … С. может быть
из гипса или металла (олово, свинцово-оловянный сплав, драгоценный металл).
Излюбленными объектами копирования, к которым часто обращались и
изготовители коллекционных подделок, служили медали эпохи Возрождения".
То есть, и в том и в другом случае
мы приходим к понятию «копия». В данной же ситуации копирование как действо,
в результате которого получаются мондворовские муляжи, абсолютно не
соответствует действительности, поскольку последние так же чеканятся теми же
штемпелями, что и соответствующие полноценные монеты.
Это если придираться к понятию
«МУЛЯЖ», где, конечно же, гораздо более подходящим оказался бы термин
«ОБРАЗЕЦ».
Однако изменить что-то уже поздно.
Разве что составители будущих нумизматических словарей заложат в понятие
«МУЛЯЖ» еще одно, новое его значение.
Итак, «МУЛЯЖИ» существуют.
Что же это такое?
Как свидетельствовали обладатели
этих уникальных нумизматических предметов, муляжи выполняли
рекламно-пропагандистскую функцию, являясь экспонатами как закрытых, так и
выездных выставок-экспозиций.
Не секрет, что мондворы, как и все
другие предприятия, производящие конкретную продукцию, ищут партнеров (то
бишь потенциальных заказчиков) как на внутреннем рынке, так и далеко за
пределами Отечества. Достоверно известно, что советские монетные дворы не
раз производили чеканку платежных и наградных знаков для Монголии, Польши,
Болгарии, Афганистана, Индии, других государств.
Но каждому такому заказу
предшествовала рекламно-пропагандистская кампания, когда лучшие образцы мондворовской продукции из закрытых экспозиций отправлялись в далекие
страны, дабы доказать чужестранцам, что наша звонкая монета по своим
технологическим и дизайнерским параметрам – лучшая.
Судя по всему, возить по заграницам
дорогостоящие монеты из драгоценных металлов считалось (и небезосновательно)
делом сложным, опасным и дорогостоящим. Тем более, что мондвор – предприятие
строго режимное, а его продукция всякий раз подвергается жесткому учету и
контролю (даже и не из драгметаллов). Видимо, чтобы облегчить провоз данной
рекламной продукции через госграницы, муляжи эти и стали делать из обычных
металлов, применяемых монетными дворами в повседневной работе. Муляжи
золотых монет чеканили из меди и различных медных сплавов (в зависимости от
того, какую пробу надо было имитировать), а муляжи серебряных, платиновых,
палладиевых монет изготавливались из мельхиора, нейзильбера, других
никельсодержащих сплавов.
Ну, а для большей непохожести на
реальные монеты, которые могли подпадать под статус валюты, их и вовсе
делали односторонними. Тем более, что и с практической точки зрения
выставочно-экспозиционная функция муляжей предполагает работу только одной
из сторон рекламируемой монеты.
И вот тут, видимо, можно в какой-то
мере объяснить появление на этих односторонних образцах монетной продукции
столь невяжущегося с их назначением статуса – «МУЛЯЖ». Последнее практически
сразу включает «зеленый свет» для любых «исторических ценностей», проходящих
таможенный контроль. Наличие документов, что вывозится не подлинник, а
муляж, позволяло любому предмету беспрепятственно преодолевать таможенный
кардоны.
На сегодня автору этих строк
известны два типа стопроцентных муляжей – московский (илл. 1,2) и
петербургский (илл. 3), принципиально отличающиеся друг от друга.
Технические характеристики муляжей
следующие:
1. Московские:
а) 2 рубля 1999 г. «140 лет со дня
рождения К. Хетагурова»; ММД; гербовая сторона; металл – нейзильбер; толщина
– 2,15 мм; вес – 14,5 г; гурт – стандартная гуртовая насечка для монет
данного номинала; высота букв слова «МУЛЯЖ» – 5,0 мм.
б) 2 рубля 1999 г. «140 лет со дня
рождения К. Хетагурова»; ММД; оборотная (портретная) сторона; металл –
нейзильбер; толщина – 2,4 мм; вес – 14,55 г; гурт – стандартная гуртовая
насечка для монет данного номинала; высота букв слова «МУЛЯЖ» – 5,0 мм.
2. С.-Петербургские:
– 2 рубля 2002 г. (гербовая сторона
монет из серии «Знаки Зодиака»); металл – мельхиор; толщина – 2,3 мм; вес –
9,550 г; гурт – стандартная гуртовая насечка для монет данного номинала;
высота букв слова «МУЛЯЖ» – 3,5 мм.
Говоря об их отличиях, надо, в
первую очередь, отметить следующее.
Во-первых, на петербургских
экземплярах слово «МУЛЯЖ» вдавленное, а на московских – выпуклое.
Во-вторых, на петербургских
экземплярах буквы слова «МУЛЯЖ» мельче и уже, а на московских – крупнее и
шире.
В-третьих, если петербургские
экземпляры имеют только подобие бортика, ограничивающее монетное поле по
краям монеты, то у московских бортик оформлен вполне завершенно и ничем не
отличается от бортика полноценной монеты.
В-четвертых, на петербургских
экземплярах слово «МУЛЯЖ» находится в центре небольшого круглого углубления,
чего нет на московских муляжах.
В-пятых, немонетная сторона
петербургских муляжей чеканится грубым, неоформленным штемпелем, в то время
как у московских она отчеканена полированным штемпелем.
И в-шестых, петербургские муляжи
(как и технологические пробы СПМД) чеканятся из мельхиора, а московские
отчеканены из нейзильбера.
Исходя из вышесказанного, можно
заключить, что:
1. муляжи не являются ни пробными
монетами, ни технологическими пробами, так как, в принципе, это –
односторонние образцы с уже готовых монет, выпущенных в обращение;
2. муляжи не «принимают
непосредственного участия» в монетном производстве и в данном случае
выполняют единственное функциональное предназначение, предусмотренное
Большим энциклопедическим словарем – являются своеобразным наглядным
пособием в проводимых монетным двором рекламных кампаниях;
3. участие муляжей в
рекламно-выставочных мероприятиях отводит им лишь опосредованное отношение к
процессу производства монет;
4. частота встречаемости этих
образцов монетной продукции, скорее всего, близка к встречаемости
технологических проб, если не сказать больше. Ведь всякий раз в ходе
подготовки к выездным кампаниям берутся насколько пар штемпелей монет (коих
в архивах мондворов уже многие сотни, если не тысячи) и с их помощью
чеканятся эти так называемые муляжи. Вероятность того, что в ходе подготовки
к очередной кампании возьмут те же штемпеля ничтожно мала. Либо в поездку
отправляются уже готовые муляжи, побывавшие в предыдущей рекламной кампании,
либо возьмут другие штемпеля и изготовят новые образцы-муляжи. Словом, как и
в случае с технологическими пробами, муляжей может быть много, но … разных.
И последнее. Являются ли
образцы-муляжи коллекционным материалом? Безусловно – да. Помню времена,
когда в 1970-80-е годы многие коллекционеры (включая и некоторых столичных
авторитетных нумизматов) пренебрежительно относились к пробным монетам,
уничижительно называя их и жетонами монетного двора, и монетовидными
медальками, и прозаическими составляющими производственного инструментария
процесса изготовления законных платежных знаков. Однако от этого степень их
редкости, их значимость для нумизматики, интерес к ним со стороны
коллекционеров не принизились, не пропали. Скорее, наоборот. Свидетельством
тому – спрос на этот коллекционный материал, который растет день ото дня.
В. Назаров, А. Чеботарев.
г. Ростов-ПАПА.
P.S.
До 1 рубля 1999 г. «К. Хетагуров» автору в
XX
в. была известна лишь одна, но довольно большая серия предметов,
претендующих на статус муляжей (или, точнее, рекламно-выставочных образцов
памятных монет).
В начале 1980-х гг. в Бакинский
клуб коллекционеров кто-то из иногородних посетителей завез целый альбом
непонятных монет, или точнее, монетовидных односторонних предметов. Каждая
из страниц начиналась с гербово-номинальной стороны (аверс), а затем
рядышком располагались кругляши со всеми видами спорта, видами городов и
эмблемой Олимпиады-80 (реверсы).
Односторонки платиновых
150-рублевок были выполнены из белого металла (видимо, какой-то никелевый
сплав, типа мельхиора или нейзильбера); золотых 100-рублевок – из желтого
металла (типа латуни или бронзы); серебряных 10- и 5-рублевок – из алюминия.
Рублевых односторонок среди них не было.
Односторонние оттиски советских
олимпийских монет были отчеканены подлинными штемпелями качества АЦ. По
словам их владельца это были рекламные экземпляры с какой-то выставки.
Стоили они по 15-25 р. за экземпляр. Немалые деньги по тем временам. Вместе
с тем, эти предметы довольно быстро нашли своих хозяев.
Слова «МУЛЯЖ» на них не было, но
это не меняло их функционального назначения.
P.P.S.
Автор благодарит ряд московских и ростовских-на-Дону коллекционеров,
предоставивших свои коллекционные экземпляры для написания данного
материала.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
!!! При использование данного материала,
целиком или в части, ссылка на "Южно-российский коллекционер" - обязательна.
{ назад
}