Рождение идеи 15 февраля 2005 года
Проект запущен в тестовом режиме 4 июля 2005 года

г. Ростов-ПАПА www.urk97.narod.ru

Коллекционеры Юга России объединяйтесь!!!

Оптимизировано под 1024x768
   

Не подделка, не фальшивка, а – фантазия

     В последнее время коллекционный рынок буквально наводнен всевозможными фальшивками и подделками редких монет. Относительно молодым явлением можно назвать изготовление фантазий никогда не существовавших оригиналов. Высокое качество этих предметов подчас вводит в заблуждение даже опытных нумизматов. Сами предметы нередко признаются подлинными, включаются в авторские каталоги, выставляются на антикварных аукционах. Иногда виной тому становимся мы сами …
     Дабы у коллекционеров и антикваров стало на одну досадную ошибку меньше и написан этот материал.

     Одними из таких предметов являются так называемые «Образцы» завода «Красная заря» 1926 года, о которых речь часто идет как о подлинных экземплярах пробной чеканки данного предприятия. Однако, это не так. Данные «образцы» являются современными фантазиями поддельного характера. Изготавливались они в Зауралье с конца 1970 – начала 1980-х гг. в числе прочей «продукции» вплоть до наших дней. Но обо всем по порядку.
     Первым на зауральских фантазиях «обжегся» днепропетровский экзонумист А.П. Шишкин, опубликовав в сборнике «Советский коллекционер» статью «Две пробные металлические боны периода революции» («СК», № 24, 1986 г.). В ней, в частности, рассказывалось о разменном знаке городского управления г. Одессы, датированном 1917-м годом, как о неизвестной ранее пробной монете первых лет революции.
     Чуть ранее, в первой половине 1980-х гг., мною от барнаульского нумизмата А.А. Прокопьева были получены в обмене два жетона: латунные 10 коп ресторана «Палермо» в Харбине и «Образец-Красная Заря – 1926 года» (с рабочим). Вариант «с крестьянином» у него тоже был, но, по словам барнаульца «ушел» в обмене, в другой город.
     Высокое качество чеканки вещей в то время не давало повода усомниться в их подлинности. В связи с чем каждый из предметов рассматривался вне зависимости от других подобных изделий.
     В это же время некто «Щеглаков» из Новокузнецка стал предлагать «новоделы» редчайших российских монет, которые якобы являются «остатками» от какого-то «музейного заказа», «оправдывавшегося» надчеканкой на них «Н» (новодел) в круглом углублении (позже изготовители, видимо, настолько увлеклись своей работой, что про надчеканку «Н» надолго забыли).
     А в первой половине 1990-х гг. от новокузнецких коллег поступали активные предложения всего вышеперечисленного плюс масса другого материала с абсолютно одинаковой фактурой изображения, что свидетельствует о едином месте их изготовления.
     Некоторые склонны считать, что продукция эта происходит из Челябинска, подтверждения чему у автора нет. Но в любом случае происхождение всего этого поддельно-фантазийного материала приобрело довольно четкую направленность – в европейскую часть страны он поступал из-за Уральского хребта.
     Как уже отмечалось выше, зауральские изделия были довольно высокого качества – штемпеля, судя по всему, резались весьма способным мастером-резчиком. Это и стало причиной того, что в заблуждение был введен не один Александр Петрович Шишкин.
     В середине 1990-х гг. известный московский нумизмат Давид Исаакович Мошнягин, после изучения моего «образца-26» (с рабочим), заключил, что это вполне может быть подлинной вещью в процессе подготовки к чеканке монет нового типа, в свете известных проектов 1926 года. В частности, речь о «социальной» серии мелких номиналов – 1 копейка, 2, 3 копейки, 5 копеек («краснофлотец», «красноармеец», «рабочий», «крестьянин»), которые и стали прототипами для зауральских «образцов».
     Начали их изготавливать, вероятнее всего, с пятачкового «крестьянина», поскольку его умельцы «передрали» с проекта практически без видимых отклонений. В дальнейшем, видимо, строгость в плане соответствия рисунку проекта послабла, в результате чего, фигура «трехкопеечного» сидящего рабочего была опрометчиво изображена в зеркальном варианте, т.е. лицом в обратную сторону. С двухкопеечным «красноармейцем» вообще поступили безжалостно, обрезав его фигуру по пояс. А про копеечного «краснофлотца» и вовсе забыли или проигнорировали, решив, наверное, заменить его зимним вариантом «красноармейца», где последний был уже изображен не в буденновке, а в шапке-папахе, прообраза которому в вышеназванном проекте 1926 года не было. У двух последних («красноармейца» в буденновке и «красноармейца» в папахе) алюминиевых аналогов конца 1970-х гг. не было.
     Все четыре известных варианта «оброзцов-26» с конца 1980-х – начала 1990-х гг. чеканились уже на толстых, негуртованных латунных кружках, но теми же штемпелями, что и алюминиевые.
     Алюминиевые «образцы-26» по своему диаметру практически полностью совпадали с аналогичным параметром советских серебряных 50-копеечников 1920-х гг.
     Мнение Д.И. Мошнягина, а также вышеназванное совпадение, послужили поводом к заблуждению и автора этих строк в процессе работы над своим «Сводным каталогом некоторых проектов, пробных, невыпущенных (а также отдельных предполагаемых) серий советских монет», вышедшим в свет в издательстве «ВВЮР» (г. Ростов-на-Дону, 1993). Описываемые в статье «образцы-26» в алюминиевом исполнении тогда были ошибочно включены в него. Данный факт повлек за собой еще ряд ошибочных публикаций на сей счет.
     В 1994 году через челябинца И.В. Викторова-Орлова мною был направлен в подарок известному американскому издателю Честеру Краузе один экземпляр «Сводного каталога…», после чего из него данные «образцы-26» (вместе с рядом пробных монет из моей книжки) несколько лет подряд включались в ежегодный каталог «WORLD COINS» (ХХ век). Не исключено, что опубликование «образцов-26» в моем каталоге могло стать одной из причин включения этих предметов А. Федориным в свой каталог «Монеты стран советов» (Москва. Красные Ворота. 2004) и публикации Е. Фролова «Пробные полтинники 1926 года» («Антиквариат», № 6 (18), июнь 2004).
     Сейчас, по прошествии более чем 20 лет с момента появления алюминиевых «образцов» 1926 года, в подтверждение своего мнения о их неподлинности могу сказать следующее.
     1. При детальном сличении изображений алюминиевых «крестьянина» и «рабочего» (считающихся подлинными) с аналогичными латунными вариантами «образцов» установлена их абсолютная идентичность, что утверждает их единое происхождение от одних и тех же штемпелей.
     2. При внимательном изучении выпуклых элементов изображение на «образцах-26» и монет регулярного обращения 1920-х гг. обнаруживается несоответствие фактуры поверхности (в частности) букв на жетонах мондворовскому качеству чеканки.
     3. Шрифтовой набор надписей на «образца-26» полностью отличается от шрифтов надписей на стандартных монетах тех лет.
     4. Гуртовая насечка на «образцах-26» выглядит чересчур крупно в сравнении с размерами кружка, ее фактура абсолютно отличается от существовавших тогда мондворовских образцов.
     Исходя из этого, можно сделать окончательный вывод о том, что и алюминиевые, и латунные «Образцы» завода «Красная Заря 1926 года» не являются подлинными предметами. Но не являются ни фальшивками (как их именуют некоторые коллекционеры), ни подделками, поскольку и те, и другие изготавливаются с конкретных реально существующих нумизматических объектов. А поскольку последних не существует, то статус описываемых «образцов» может быть определен, как современные фантазии на тему «Становление чеканки советских монет в 1920-е годы».
     Тем самым следует исключить и такое название зауральской «продукции», как «новоделы», которым частенько принято ее величать коллекционерами. Термин «новодел» имеет вполне конкретное значение, а именно – более поздняя дочеканка нумизматического объекта  его подлинными штемпелями в условиях официального мондворовского производства.
     В данном же случае таковое не имеет места. 

* * *

     Точно такую же фактуру имеет и ряд редких, пробных, фантазийных монет, металлических бон, жетонов и наградных медалей, которые также происходят из зауральской «продукции». Многое из этого имеет предупреждающую надчеканку -       , но на очень большом количестве экземпляров таковой нет. последнее нередко становится причиной того, что эти ненадчеканенные предметы выдаются за подлинные раритеты.
     Так что, будьте осторожны, коллекционеры и антиквары!


В. Назаров, А. Чеботарев
г. Ростов-ПАПА

_____________________________________________________________________________________________________________

!!! При использование данного материала, целиком или в части, ссылка на "Южно-российский коллекционер" - обязательна.

{ назад }

 

 

Дизайн: Chibo Software

E-mail: chibo_software@mail.ru
       

Клуб Нумизмат | TOP 100 CoinsPortal.ru Нумизматический портал Поисковая форма Апорт Rambler's Top100 SpyLOG
Нумизматический сайт Лучший каталог российских монет 1991>2001 Портал UUU.RU | TOP 100 Южно-российский коллекционер Рейтинг@Mail.ru
Газета С.-Петербугрский кооллекционер awards-su.com - Каталог орденов,медалей,значков СССР tokenoman - коллекция жетонов Библиотека советской нумизматики, бонистики



Hosted by uCoz