Рождение идеи 15 февраля 2005 года
Проект запущен в тестовом режиме 4 июля 2005 года

г. Ростов-ПАПА www.urk97.narod.ru

Коллекционеры Юга России объединяйтесь!!!

Оптимизировано под 1024x768
   

«Топливные» жетоны-талоны

Данная статья также была опубликована в журнале С.-П. коллекционер, № 4, 2006

топливный жетон Ростовского (на-Дону) отдельного авиационного отряда, 1960-70-е гг.
топливный жетон Ростовского (на-Дону) отдельного авиационного отряда, 1960-70-е гг.

     Транспортные жетоны до недавнего времени в нашей стране были явлением довольно редким. Оно и неудивительно. Стабильный, фиксированный курс национальной валюты не требовал замены обесценивающейся денежной массы (как ни парадоксально!) всегда твердыми суррогатами.         Массированное наполнение темы транспортных жетонов практическим экзонумическим материалом началось в конце 1980-х гг. с возобновления применения монетовидных предметов в турникетах метрополитенов. С тех пор, за неполные двадцать лет коллекции собирателей вобрали в себя сотни всевозможных жетонов, так или иначе связанных с транспортом. Их функциональное предназначение, в частности, охватывает такие сферы, как оплата проезда, постановка транспортного средства на автостоянку, размещение грузов и вещей в камерах хранения, заправка автотракторной и иной техники горюче-смазочными материалами… Последнее, пожалуй, и сегодня наиболее редкое явление в отечественной экзонумии.

топливный жетон Ростовского (на-Дону) отдельного авиационного отряда, 1960-70-е гг.
топливный жетон Ростовского (на-Дону) отдельного авиационного отряда, 1960-70-е гг.

    Одной из наиболее ярких эмиссий «топливных» жетонов-талонов (или точнее – жетонов-талонов на получение ГСМ) является выпуск РОАО – Ростовского отдельного авиационного отряда. Это – квадратные платы (длина стороны квадрата – 38,5÷40,7 мм; толщина – 1,6÷1,8 мм), выполненные из металла близкого по цвету к цинку методом травления. Лицевая их сторона имеет покрытие красноватого цвета, а оборотная – горчичного. Автору известны четыре номинала данной серии – «10 л БЕНЗИН»; «15 л БЕНЗИН»; «20 л БЕНЗИН»; «20 л ДИЗТОПЛИВО». Даже беглого взгляда на них достаточно, чтобы высказать предположение о наличии, как минимум, еще двух номиналов – «10 л ДИЗТОПЛИВО» И «15 л ДИЗТОПЛИВО», которые в поле зрения автора, к сожалению, не попадали.
    Один из членов Ростовского городского клуба коллекционеров – очевидец свидетельствует о том, что применялись данные экзонумические знаки в аэропорту г. Ростова-на-Дону (за Северным жилым массивом). Период их применения, по его мнению, приходится на 1960–70-е годы, поскольку уже в 80-е гг. прошлого века жетоны эти были отменены.
     Жетоны-талоны имеют одностороннее постоянное (без последующих дочеканок) углубленное изображение. По периметру знака – тонкая рамка (длина стороны – около 36 мм). В верхней части – эмблема советского Аэрофлота – «серп и молот с крыльями». Под ней сокращенное название эмитента – «РОАО». В следующей строке крупным шрифтом нанесен номинал – «10 л», «15 л» или «20 л». Под ним полностью указан вид топлива – «БЕНЗИН» или «ДИЗТОПЛИВО».

топливный жетон Ростовского (на-Дону) отдельного авиационного отряда, 1960-70-е гг.
топливный жетон Ростовского (на-Дону) отдельного авиационного отряда, 1960-70-е гг.

    Судя по характерным признакам, постоянное изображение на жетонах цельное, т.е. выполнялось для каждого номинала отдельно и сразу, без последующей надчеканки номиналов, как это нередко бывало в других эмиссиях. В результате этого общие для всех жетонов элементы дизайна (кроме вида топлива) имеют в каждом конкретном случае индивидуальные отличительные особенности, даже в одной и той же «бензиновой» серии. В частности, на фоне массы других отличий наиболее заметным («гвоздевым») признаком можно назвать расположение слова «БЕНЗИН» относительно правого края буквы «Л» в номинале: у «10 л» – окончание второй буквы «Н» в слове «БЕНЗИН» находится на одном уровне с окончанием буквы «Л» номинала; у «15 л» – окончание буквы «Н» в слове «БЕНЗИН» находится на одном уровне с окончанием буквы «Л» номинала; у «20 л» – окончание второй буквы «Н» в слове «БЕНЗИН» приходится на середину буквы «Л» номинала.
     Что же касается жетона «ДИЗТОПЛИВО», то его отличие от «бензиновых» значительно заметней. Аббревиатура «РОАО» и буква «Л» номинала у «дизтопливных» жетонов гораздо мельче, нежели у «бензиновых», а эмблема Аэрофлота, наоборот – массивней.
     При таком способе изготовления, как вытравливание изображения на металлической пластине, когда у каждого конкретного номинала свое собственное клише, разновидности у одного и того же номинала исключены.

топливный жетон Ростовского (на-Дону) отдельного авиационного отряда, 1960-70-е гг.
топливный жетон Ростовского (на-Дону) отдельного авиационного отряда, 1960-70-е гг.

     Однако, несмотря на вышесказанное, таковые все же имеют место – в виде надчеканок различных цифр и чисел на оборотной стороне жетонов-талонов либо их полного отсутствия.
     Без надчеканок оказался единственный известный «дизтопливный» металлический знак. Наибольшее же количество разновидностей по оборотной стороне у 10-литрового «бензинового» жетона-талона – пять. Причем, надчеканки на них двойные, расположенные по принципу сочетания сторон – ↑↑. В верхней части меньшие цифры и числа – «9», «9», «25», «25» и большие значения внизу – «57», «190», «550» и «832» соответственно и безномерной. Надчеканка на них произведена довольно крупными пуансонами (высота цифр – 7÷8 мм).
     На 15-литровом «бензиновом» жетоне-талоне – два варианта надчеканок. Оба по принципу – ↑→. В первом варианте надчеканка у правого края оборотной стороны цифра «8» (высота – 4 мм). У второго варианта две надчеканки. Меньшего значения – «6» у правого края оборотной стороны, большего значения – «059» примерно в средней ее части (высота цифр – 4 мм).
     Один вариант двойной надчеканки у 20-литрового «бензинового» жетона-талона. Расположение по отношению к лицевой стороне – ↑↑. В верхней части оборотной стороны надчеканена цифра «6», в нижней – число «91» (высота цифр – 5 мм).
     Однозначного объяснения этим надчеканкам нет. Но очевидец считает, что это – принадлежность к тем или иным цехам, служебным помещениям авиаотряда, коих, по его информации там было предостаточно. По его же словам, практически весь тираж этих необычных нумизматических знаков был сдан во Вторцветмет. В те времена как раз набирала обороты кампания корыстного бесконтрольного сбора лома цветных металлов, приходившая на смену альтруистической школьно-пионерской металлоломовой эпопее. Посему, как говорят очевидцы, надежды на то, что сохранилась какая-то часть тиража, практически нет. Свидетельством тому и такой факт – после приобретения этих девяти разных жетонов-талонов в Ростовском городском клубе коллекционеров в марте 1998 года по сей день больше не встречалось ни одного подобного экзонумического объекта. Даже после целенаправленного их поиска.

топливный жетон Ростовского (на-Дону) отдельного авиационного отряда, 1960-70-е гг.
«бензиновый» жетон республики Татарстан,
1990-е гг. (медь)

    Это не единственный случай применения топливных жетонов-талонов в отечественной экзонумии. Автору известен весьма любопытный односторонний латунный прямоугольный экземпляр (размером 37,9x24,8 мм, толщина – 1,3 мм) горизонтальной штамповки. Все изображение – углубленное. На оборотной стороне – едва различимый размытый негатив изображения лицевой стороны. В рамке (размером 33x20 мм), разбитой на пять секций размещены надписи: слева – «С.С.С.Р.», справа – «В.С.Н.Х.», сверху – «НЕФТЕСИНДИКАТ», снизу – «КИЕВСК. КОНТОРА», в центре – «БЕНЗ. 1/2 ЛИТР.». Период применения можно определить по аббревиатуре «В.С.Н.Х.», имеющей два значения. Первое – «Всероссийский совет народного хозяйства». Однако, оно в данном случае несовместимо с аббревиатурой «С.С.С.Р.» и надписью «КИЕВСК. КОНТОРА». Второе – «Высший совет народного хозяйства» (1917-1932 гг.). И, судя по той же аббревиатуре «С.С.С.Р.», срок существования этого высшего центрального органа по управлению народным хозяйством страны ограничивается периодом 1922-1932 гг. Это же десятилетие, надо полагать, и является периодом применения описываемого жетона. В пользу этого говорит и энциклопедическая («Советский энциклопедический словарь», изд. 3-е, М., 1985. С.1205) статья, посвященная термину «синдикат». Это – «…в СССР в 1922-30 тип хоз. орг-ции, объединявшей группы пром. трестов для оптового сбыта их продукции, закупок сырья и планирования торг. операций». Здесь же – «закупки сырья и реализация произведенной продукции осуществляются через единую сбытовую контору». В данном случае на жетоне-талоне указана Киевская контора.

Жетон-талон киевской конторы Нефтесиндиката ВСНХ СССР на ½ литра бензина.
повторный выпуск «бензинового» жетона республики Татарстан, 1990-е гг. (белый металл)

    Были ли другие номиналы, помимо «1/2 ЛИТР», автору не известно. Однако, ввиду того, что 500 мл бензина довольно небольшое количество топлива, предположить существование таковых можно.
     Известен еще один жетон с надписью «НЕФТЕСИНДИКАТ С.С.С.Р. 4» (тонкая бронза; диам. – 37,8 мм; в верхней части отв. диам. – 4,2 мм). Все надписи – выпуклые, на оборотной стороне полный негатив изображения аверса. На первый взгляд, жетон похож на прозаический гардеробный номерок. Однако, тот факт, что он – цельноштампованный (т.е., все изображение, включая цифру «4», отштамповано единым штампом), напрочь отвергает эту версию. Выпуклость цифры «4» говорит о том, что таких жетонов было отчеканено несколько (возможно, даже несколько десятков или сотен). Последнее дает право предположить использование этих экзонумических предметов с целью получения (или приобретения) топлива. В подтверждение этого служит и такой момент. Край жетона в одной из точек окружности обрезан. В те времена так нередко гасили жетоны после выполнения ими своей функции. Существуют ли подобные металлические марки с другой нумерацией автору не известно.

Жетон нефтесиндиката СССР – 4
«Льготный» бензиновый жетон фирмы «Илья Колеров и Ко», Москва, нач. 1990-х гг.

     Однозначно к «когорте» топливных жетонов следует отнести и хорошо известный отечественным коллекционерам «бензиновый» жетон Республики Татарстан (медь; круглый; двухсторонняя выпуклая чеканка; гуртовая насечка; диам. – 25 мм; толщ. – 1,6 мм) периода 1990-х гг., который давал право на заправку автомобиля бензином. Несколько позже в Татарстане теми же штемпелями были отчеканены точно такие же никелевые жетоны, но уже с иным предназначением, не имеющим отношения к данной теме. А спустя некоторое время фальсификаторы отникелировали некоторые медные жетоны, дабы извлечь из этого материальную выгоду. Но и это уже другой разговор.
     Следует, наверное, упомянуть и об алюминиевом прямоугольном льготном жетоне-талоне (размер – 90,9x62,8 мм; толщ. – 0,5 мм) начала 1990-х гг., по которому регулярно заправлявшиеся на конкретной коммерческой автозаправочной станции получали право на дополнительное бесплатное количество топлива. Его подарил мне водитель, подвозивший меня как-то в Москве в начале 1990-х. Узнав в ходе беседы о моем увлечении жетонами, достал из «бардачка» металлический «крашеный» прямоугольничек и протянул, сказав, что хоть и не отчеканенная вещь, но весьма любопытная.
     В самом деле, на одной (скажем, лицевой) стороне в левом верхнем углу черно-красный логотип (или торговая марка) организации, а по центру в четыре строки черным шрифтом:

Частная фирма
«Илья Колеров и Ко»
Благодарит Вас
за покупку

     На оборотной стороне черной краской нанесено буквально следующее:
     «Такой талон Вы получаете на наших бензоколонках, заправив не менее 20 л. бензина за один раз.
     По предъявлению 5 талонов Вы получаете БЕСПЛАТНО на любой заправке фирмы «Илья Колеров и Ко» 3 литра бензина. Возможно оплата по безналичному расчету.
     Адреса первых 4-х бензоколонок фирмы «Илья Колеров и Ко»
     1. Красногорск, 28 км. Волоколамского шоссе
     2. Каширское шоссе, 4 км., Пост ГАИ, г. Видное
     3. Пересечение Севастопольского пр-кта и ул. Островитянова
     4. Пр-кт 60-летия Октября, 8
     Центральный офис: Москва, Новоясеневский пр-кт, 13, корп. 2 Тел. (095) 425-90-39»
     (Все надписи воспроизведены так, как они нанесены на жетоне-талоне, включая отклонения от норм русского языка).
     Это – еще один тип топливных жетонов-талонов, порядок применения которого исчерпывающе написан на нем самом.
     У автора есть информация, что встречаются жетоны-талоны на топливо, изготовленные из толстого, твердого картона.

 

В. Назаров, А. Чеботарев.
г. Ростов-ПАПА.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

!!! При использование данного материала, целиком или в части, ссылка на "Южно-российский коллекционер" - обязательна.

{ назад }

 

 

Дизайн: Chibo Software

E-mail: chibo_software@mail.ru
       

Клуб Нумизмат | TOP 100 CoinsPortal.ru Нумизматический портал Поисковая форма Апорт Rambler's Top100 SpyLOG
Нумизматический сайт Лучший каталог российских монет 1991>2001 Портал UUU.RU | TOP 100 Южно-российский коллекционер Рейтинг@Mail.ru
Газета С.-Петербугрский кооллекционер awards-su.com - Каталог орденов,медалей,значков СССР tokenoman - коллекция жетонов Библиотека советской нумизматики, бонистики



Hosted by uCoz