Рождение идеи 15 февраля 2005 года
Проект запущен в тестовом режиме 4 июля 2005 года

г. Ростов-ПАПА www.urk97.narod.ru

Коллекционеры Юга России объединяйтесь!!!

Оптимизировано под 1024x768
   

Парковочные жетоны отечественных автостоянок

Данная статья также была опубликована в журнале Коллекция, № 2, 2006 (Смоленск)

Плата за место на централизованной автостоянке во все времена «автомобильной эпохи» была делом обычным. Подъехал к администратору, оплатил необходимое время парковки транспортного средства, получил квитанцию с указанием номера места (или без такового – на свободное место по усмотрению парковщика), припарковал на нем свой автомобиль и… не забудь вовремя его забрать.

Парковочный жетон автостоянки (?), Литва.


      Квитанции, как правило, были бумажными, одноразовыми. В ряде случаев их делали многоразовыми, картонными. Но они также были недолговечными. Время от времени требовалась замена обветшавших. Во избежание последней некоторые администраторы автостоянок предпринимали изготовление квитанций из металла – жетонов.
     Сейчас уже трудно точно сказать – когда и где впервые были применены подобные экзонумические знаки.
      Однако, по имеющейся у авторов информации, одним из первых жетонов автостоянки можно (правда, с определенной долей условности) признать литовский латунный жетон (диам. – 22,7 мм, об. ст. – без изобр.). В свое время, в 1980-е гг., когда стал известен этот металлический знак, мнения по его функциональному назначению разделились. Сходясь в том, что это жетоны  «за безаварийную работу», дающие право (или льготу) на что-то, коллекционеры расходились в их окончательном назначении – на что именно эти жетоны давали право или льготу. Одни говорили – «на премию», другие – «на бесплатное обслуживание на автомойке», третьи – «на бесплатную парковку автомобиля на платной автостоянке».
     Однако, ни одна из этих версий окончательного подтверждения ни тогда, ни позже не получила. Известный днепропетровский коллекционер-исследователь А. Шишкин в то время свое мнение высказал предельно просто – без конкретных подтверждающих документов или хотя бы свидетелей применения данных жетонов это может быть как «первое», так и «второе», «третье» и даже «четвертое». «Четвертым» Александр Петрович обозначил заготовку для значка на автомобильную тематику. Ведь они в незавершенном состоянии так похожи на жетоны.
      Именно вышесказанное и оставляет определенную условность в статусе литовского жетона. Вместе с тем, как уже говорилось, это первая известная авторам информация о существовании жетонов с подобным функциональным назначением.
 

Парковочный жетон автостоянки, г. Москва.

     Также к советскому периоду  следует отнести алюминиевый жетон «ВДОАМ (Всесоюзное добровольное общество автомотолюбителей) – МОСКВА – «ПЕРВИЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ № 46», попавшийся авторам еще во второй половине 1980-х годов. Жетон (диам. – 47,8 мм; в верхней части – отверстие, диам. – 5,9 мм) поступил из первопрестольной с конкретным указанием его функционального назначения – «жетон автостоянки».
      «№ 46», указанный на жетоне, конечно же, не номер места парковки автомобиля на данной автостоянке. Поскольку в противном случае этот номер был бы надчеканен пуансонами позже. Скорее, это номер либо обозначенной на жетоне первичной организации, либо самой автостоянки. Если верно последнее, то не исключено, что в нашей столице тогда, возможно, были выпуски подобных жетонов и другими первичными организациями ВДОАМ, другими автостоянками.
      К сожалению, не представляется возможным установить на какую продолжительность времени стоянки автомобиля давал право такой жетон. И сколько стоил час (или сутки) пребывания автосредства на стоянке.
      Чего не скажешь о следующем представителе парковочных жетонов. На московском латунном  (диам. – 24,2 мм; двухсторонний, с прорезями на обеих сторонах) жетоне 1994 г. (по положению на май 1995 г.) было указано время стоянки – 30 минут, которые тогда стоили 1000 рублей. На одной из сторон была одна горизонтальная прорезь (шир. – 3 мм). Над ней отчеканено слово «СТОЯНКА» (здесь и далее – все элементы изображения отчеканены углубленно, т.е. вдавлены), а поверх него – длинная горизонтальная стрелка с направленностью влево. Под прорезью отчеканено  «30 МИНУТ», а ниже еще одна точно такая же стрелка с такой же направленностью. Судя по вышеназванным элементам изображения, данная сторона жетона должна считаться лицевой. Хотя логичней было бы наоборот, поскольку на другой стороне между двумя горизонтальными прорезями (обе шир. по – 3мм, расст. между ними – 8 мм) отчеканено в две строки «МОСКВА» и «1994». Несмотря на то, что середина 1990-х гг. характеризовалась некоторым замедлением галопирующей инфляции, стоимость жетона в 1994 г. и в последующие годы, скорее всего, была разной, в зависимости от колебаний соотношения «рубль-доллар» на валютном рынке.

Парковочный жетон автостоянки, г. Москва.


      Судя по прорезям, жетон явно имеет конкретное утилитарное назначение – для использования в автоматическом устройстве, предусматривавшем при опускании жетона в прорезь жетоноприемника пропуск автомобиля на стоянку (точнее, видимо, на место парковки), а по истечении указанного на жетоне времени парковки – т.е., получаса, подачу определенного сигнала, после чего, в случае непродления владельцем времени стоянки, наступление штрафных санкций.
      По свидетельству смоленского экзонумиста Д.Сидненко в их городе в 2002 году применялись алюминиевые автостояночные жетоны (диам. – 33,9 мм; двухсторонняя выпуклая чеканка; в верхней части просверлено отверстие диам. – 4,6 мм). Информация эта датирована ноябрем 2002 года. На лицевой стороне – стилизованное изображение старинного автомобиля; на оборотной: внизу по дуге имеется надпись «ЗЛК839», над ней – две скрещенные лавровые ветви, поверх которых помещена горизонтальная прямоугольная (с сильно скругленными углами) рамка, в которой, видимо, предусматривалось надчеканивать какие-то номера. Обе стороны имеют бортик; на оборотной стороне «монетное» поле у бортика обрамлено бусовым ободком. Время и стоимость стоянки неизвестны.
     В 2004-05 гг. применялись жетоны на автостоянках г. Новосибирска. Таковых в этом городе, где численность населения превысила уже 1,6 млн. человек, даже в сравнении с другими соседними областными центрами, очень много. И, в первую очередь, потому, что здесь заметно выше деловая активность людей. Отсюда и огромное количество автомобилей, а соответственно и стоянок для них.
      Однако, жетоны, судя по проведенному одним из авторов исследованию, используются далеко не на каждой. Достоверно известно о порядке применения алюминиевых «бляшек» на двух из них, находящихся в Академгородке. На обеих при приемке машины записывают в журнал номер автосредства и фамилию (Ф.И.О.) водителя (без предъявления документа, удостоверяющего личность), берут плату за парковку и вручают кассовый чек. Жетон выдается при постановке машины на стоянку. Чек сохранять необязательно, а вот за утерю жетона предусмотрен штраф размером в 50 руб. (он одинаков для обеих вышеназванных стоянок Академгородка). О возможном штрафе водитель предупреждается сразу.
 

Парковочные жетоны автостоянки, г. Смоленск.

      Машину можно сдать на хранение на сутки (причем, преждевременное изъятие автомобиля изменения суточной стоимости стоянки за собой не влечет) или на несколько суток. В последнем случае не обязательно платить вперед за все число оговоренных суток. Произвести окончательный расчет можно при получении машины обратно.
      Одна из этих стоянок находится на ул. Российская. Ей принадлежат жетоны в виде круглых гладких алюминиевых дисков с надчеканенным одно- или двузначным числом. Они известны двух диаметров – 34,9 мм и 39,9 мм, с отверстиями в верхней части диаметром 4 мм.
      Жетоны меньшего диаметра – так сказать, разовые, – выдаются при постановке автомобиля на стоянку сроком на одни или несколько суток. Такие жетоны имеют номера от 1 до 56, т.е., другими словами, их всего 56 штук.
      Жетоны большего диаметра – для желающих абонировать место на стоянке на 1 месяц. Они имеют номера от 1 до 72, т.е. их – 72 штуки.
      При забирании автомобиля со стоянки жетоны (в обоих случаях) сдаются дежурному, который хранит их в своей так называемой «каптерке», где они висят на гвоздиках, забитых в настенные фанерные щитки.
     В 2004 г. суточный тариф менялся от 30 до 50 рублей, в зависимости от сезона.
     Другая стоянка находится на территории Конструкторско-технологического института гидроимпульсной техники (КТИ ГИТ), который еще несколько лет назад именовался Специальным конструкторским бюро  (СКБ ГИТ), по адресу ул. Терешковой, 29. Стоянка была создана в 1997-98 годах, а жетоны ввели в 2001 г. Порядок их применения был такой же, как и на вышеописанной автостоянке, что по ул. Российской. Жетоны эти, из-за частых потерь (или их кражи) в 2005 году отменили.
     Цена жетонов «терешковской» автостоянки возрастала в ходе их применения от 25 до 40 рублей.
     До того, как эти жетоны стали использоваться на автостоянке, они служили так называемыми «инструментальными» и «ключевыми» марками при выдаче из инструментальной кладовой инструмента и ключей для их кратковременного использования в рабочем процессе.

Парковочные жетоны автостоянки,
г. Новосибирск. ул. Российская.


     Эти жетоны представляют собой алюминиевые кружки неидеальной формы среднего диаметра 31,5 мм (разброс 31,3-31,7мм). Толщина кружков неодинакова. На одной из сторон имеется выпуклая надпись «ИНСТРУМЕНТ» или «КЛЮЧИ». На другой в строчку – «СКБ» и по кругу – «ПО ГИДРОИМПУЛЬСНОЙ ТЕХНИКЕ».
     У жетонов «КЛЮЧИ» под аббревиатурой «СКБ» надчеканен трехзначный номер, типа «005». У жетонов «ИНСТРУМЕНТ» слева и справа от аббревиатуры «СКБ», соответственно, надчеканены буквы «А» и «С» (судя по всему, свидетельствующие об изменении функционального назначения жетонов и означающие не что иное, как «АвтоСтоянка»), а под аббревиатурой – трехзначные (крайне редко – двузначные) числа. Среди известных следующие числа: 006, 008, 010, 012, 014, 019, 020, 021, 023, 024. 026, 027, 031, 038, 047, 049, 53 (именно так, без нуля), 055, 057, 063, 064, 065, 067, 069, 070, 071, 073, 074, 077, 079, 080 – 084, 086 – 097, 099 (первая девятка надчеканена поверх косо надчеканенной цифры «2»), 100 – надчеканено, как 1010 (вторая единица частично наползает на первый «0», кроме того, сам этот первый «0» наложен на две ранее нанесенные цифры «11» (высота единиц 4 мм)  шрифтом меньшего размера). Надчеканенные буквы «А» и «С», а также цифры имеют высоту 5мм (кроме чисел «53», где высота цифр – 3,5 мм, а также 063, 064, 087, 089, 090 и 091, имеющих высоту 4 мм).
 

Парковочные жетоны автостоянки,
г. Новосибирск, ул. Терешковой.

     Среди пяти с половиной десятков таких жетонов, обнаруженных в «каптерке» дежурного после их отмены, оказался один, у которого одна сторона со словом «ИНСТРУМЕНТ» точно такая же, как и у вышеописанных, а вот на другой – круговая надпись «ИНСТИТУТ ГИДРОДИНАМИКИ» и в линию (внизу под горизонтальной диаметральной чертой) – аббревиатура «ОБПП». Справа и слева от аббревиатуры нанесена уже описанная надчеканка букв «А» и «С». Причем, вверх ногами и так, что перевернутая буква «С» наполовину закрывает букву «О», а перевернутая «А» частично наложена  на вторую «П»; поверх диаметральной черты надчеканено число 098. Высота цифр в данном случае 5 мм.
     Диаметр просверленных отверстий на жетонах со словом «ИНСТРУМЕНТ» – 4 мм, со словом «КЛЮЧИ» – 3 мм.
     Жетон с надчеканкой числа «100» просверлен дважды.
      Применяются жетоны и на некоторых других автостоянках г. Новосибирска, но они пока недоступны для приобретения и, соответственно, изучения.
     На примере новосибирских жетонов можно предположить, что аналогичные металлические марки могли применяться (и могут применяться по сей день) и в других городах России, стран СНГ, Балтии. Однако, в силу своей невзрачности, а порой, как в вышеуказанном случае, и полной анэпиграфичности, они не привлекают внимания коллекционеров и исследователей, оставаясь за пределами их интересов.

В. Назаров, А. Чеботарев.
г. Ростов-ПАПА.

 

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

!!! При использование данного материала, целиком или в части, ссылка на "Южно-российский коллекционер" - обязательна.

{ назад }

 

 

Дизайн: Chibo Software

E-mail: chibo_software@mail.ru
       

Клуб Нумизмат | TOP 100 CoinsPortal.ru Нумизматический портал Поисковая форма Апорт Rambler's Top100 SpyLOG
Нумизматический сайт Лучший каталог российских монет 1991>2001 Портал UUU.RU | TOP 100 Южно-российский коллекционер Рейтинг@Mail.ru
Газета С.-Петербугрский кооллекционер awards-su.com - Каталог орденов,медалей,значков СССР tokenoman - коллекция жетонов Библиотека советской нумизматики, бонистики



Hosted by uCoz