Рождение идеи 15 февраля 2005 года
Проект запущен в тестовом режиме 4 июля 2005 года

г. Ростов-ПАПА www.urk97.narod.ru

Коллекционеры Юга России объединяйтесь!!!

Оптимизировано под 1024x768
   

«МУЛЯЖИ» их роль в монетном производстве
и значимость в коллекционных собраниях
 

Данная статья также была опубликована в журнале С.-П. коллекционер, № 5, 2006

     В последние пару лет на коллекционном рынке промелькнуло несколько российских односторонних памятных монет со словом «МУЛЯЖ» на оборотной стороне. Что это? Имеют ли они отношение к процессу производства монет? И если имеют, то какое именно?
     Оттолкнемся изначально от энциклопедического, словарного значения слова «МУЛЯЖ».
     «МУЛЯЖ» (франц.
moulage, от  – mouler отливать в форму), точное воспроизведение какого-либо объекта (из гипса, папье-маше и др.), обычно раскрашенное. Служит гл. обр. наглядным пособием. См. также Слепок». (Большой энциклопедический словарь. Изд. 2-е. М. 1997. С. 768).
     Толкование понятия «МУЛЯЖ», как видим, весьма далеко от сути того предмета, который изготавливают под таким названием монетные дворы. Если же обратиться к понятию «СЛЕПОК», к которому отсылает читателя статья «МУЛЯЖ», то его толкование БЭС еще более отдаляет от продукции мондворов.
     Не проливает должный свет на проблему и «Словарь нумизмата» Х. Фенглера, Г. Гироу, В. Унгера (М., «Радио и связь». 1982. С. 260), трактующий термин «СЛЕПОК» (понятия «МУЛЯЖ» в нем нет вовсе) следующим образом:
     "СЛЕПОК, литая копия (нем.
Abguß), обозначение изделия, получаемого при литье в форме-негативе … С. может быть из гипса или металла (олово, свинцово-оловянный сплав, драгоценный металл). Излюбленными объектами копирования, к которым часто обращались и изготовители коллекционных подделок, служили медали эпохи Возрождения".
     То есть, и в том и в другом случае мы приходим к понятию «копия». В данной же ситуации копирование как действо, в результате которого получаются мондворовские муляжи, абсолютно не соответствует действительности, поскольку последние так же чеканятся теми же штемпелями, что и соответствующие полноценные монеты.
     Это если придираться к понятию «МУЛЯЖ», где, конечно же, гораздо более подходящим оказался бы термин «ОБРАЗЕЦ».
      Однако изменить что-то уже поздно. Разве что составители будущих нумизматических словарей заложат в понятие «МУЛЯЖ» еще одно, новое его значение.
     Итак, «МУЛЯЖИ» существуют.
     Что же это такое?
 

Аверс муляжа лицевой (гербовой) стороны 2-х рублей 1999 г. «140 лет со дня рождения К. Хетагурова». ММД.

     Как свидетельствовали обладатели этих уникальных нумизматических предметов, муляжи выполняли рекламно-пропагандистскую функцию, являясь экспонатами как закрытых, так и выездных выставок-экспозиций.
     Не секрет, что мондворы, как и все другие предприятия, производящие конкретную продукцию, ищут партнеров (то бишь потенциальных заказчиков) как на внутреннем рынке, так и далеко за пределами Отечества. Достоверно известно, что советские монетные дворы не раз производили чеканку платежных и наградных знаков для Монголии, Польши, Болгарии, Афганистана, Индии, других государств.
     Но каждому такому заказу предшествовала рекламно-пропагандистская кампания, когда лучшие образцы мондворовской продукции из закрытых экспозиций отправлялись в далекие страны, дабы доказать чужестранцам, что наша звонкая монета по своим технологическим и дизайнерским параметрам – лучшая.

Реверс муляжа лицевой (гербовой) стороны 2-х рублей 1999 г. «140 лет со дня рождения К. Хетагурова». ММД.


     Судя по всему, возить по заграницам дорогостоящие монеты из драгоценных металлов считалось (и небезосновательно) делом сложным, опасным и дорогостоящим. Тем более, что мондвор – предприятие строго режимное, а его продукция всякий раз подвергается жесткому учету и контролю (даже и не из драгметаллов). Видимо, чтобы облегчить провоз данной рекламной продукции через госграницы, муляжи эти и стали делать из обычных металлов, применяемых монетными дворами в повседневной работе. Муляжи золотых монет чеканили из меди и различных медных сплавов (в зависимости от того, какую пробу надо было имитировать), а муляжи серебряных, платиновых, палладиевых монет изготавливались из мельхиора, нейзильбера, других никельсодержащих сплавов.
 

Аверс муляжа оборотной (портретной) стороны 2-х рублей 1999 г. «140 лет со дня рождения К. Хетагурова». ММД.

     Ну, а для большей непохожести на реальные монеты, которые могли подпадать под статус валюты, их и вовсе делали односторонними. Тем более, что и с практической точки зрения выставочно-экспозиционная функция муляжей предполагает работу только одной из сторон рекламируемой монеты.
     И вот тут, видимо, можно в какой-то мере объяснить появление на этих односторонних образцах монетной продукции столь невяжущегося с их назначением статуса – «МУЛЯЖ». Последнее практически сразу включает «зеленый свет» для любых «исторических ценностей», проходящих таможенный контроль. Наличие документов, что вывозится не подлинник, а муляж, позволяло любому предмету беспрепятственно преодолевать таможенный кардоны.
     На сегодня автору этих строк известны два типа стопроцентных муляжей – московский (илл. 1,2) и петербургский (илл. 3), принципиально отличающиеся друг от друга.

Реверс муляжа оборотной (портретной) стороны 2-х рублей 1999 г. «140 лет со дня рождения К. Хетагурова». ММД.


     Технические характеристики муляжей следующие:
     1. Московские:
     а) 2 рубля 1999 г. «140 лет со дня рождения К. Хетагурова»; ММД; гербовая сторона; металл – нейзильбер; толщина – 2,15 мм; вес – 14,5 г; гурт – стандартная гуртовая насечка для монет данного номинала; высота букв слова «МУЛЯЖ» – 5,0 мм.
      б) 2 рубля 1999 г. «140 лет со дня рождения К. Хетагурова»; ММД; оборотная (портретная) сторона; металл – нейзильбер; толщина – 2,4 мм; вес – 14,55 г; гурт – стандартная гуртовая насечка для монет данного номинала; высота букв слова «МУЛЯЖ» – 5,0 мм.
     2. С.-Петербургские:
     – 2 рубля 2002 г. (гербовая сторона монет из серии «Знаки Зодиака»); металл – мельхиор; толщина – 2,3 мм; вес – 9,550 г; гурт – стандартная гуртовая насечка для монет данного номинала; высота букв слова «МУЛЯЖ» – 3,5 мм.
 

Аверс муляжа лицевой (гербовой) стороны монет 2002 г. серии «Знаки Зодиака». СПМД.

    Говоря об их отличиях, надо, в первую очередь, отметить следующее.
     Во-первых, на петербургских экземплярах слово «МУЛЯЖ» вдавленное, а на московских – выпуклое.
     Во-вторых, на петербургских экземплярах буквы слова «МУЛЯЖ» мельче и уже, а на московских – крупнее и шире.
     В-третьих, если петербургские экземпляры имеют только подобие бортика, ограничивающее монетное поле по краям монеты, то у московских бортик оформлен вполне завершенно и ничем не отличается от бортика полноценной монеты.
     В-четвертых, на петербургских экземплярах слово «МУЛЯЖ» находится в центре небольшого круглого углубления, чего нет на московских муляжах.
     В-пятых, немонетная сторона петербургских муляжей чеканится грубым, неоформленным штемпелем, в то время как у московских она отчеканена полированным штемпелем.
     И в-шестых, петербургские муляжи (как и технологические пробы СПМД) чеканятся из мельхиора, а московские отчеканены из нейзильбера.

Реверс муляжа лицевой (гербовой) стороны монет 2002 г. серии «Знаки Зодиака». СПМД.


      Исходя из вышесказанного, можно заключить, что:
     1. муляжи не являются ни пробными монетами, ни технологическими пробами, так как, в принципе, это – односторонние образцы с уже готовых монет, выпущенных в обращение;
     2. муляжи не «принимают непосредственного участия» в монетном производстве и в данном случае выполняют единственное функциональное предназначение, предусмотренное Большим энциклопедическим словарем – являются своеобразным наглядным пособием в проводимых монетным двором рекламных кампаниях;
     3. участие муляжей в рекламно-выставочных мероприятиях отводит им лишь опосредованное отношение к процессу производства монет;
     4. частота встречаемости этих образцов монетной продукции, скорее всего, близка к встречаемости технологических проб, если не сказать больше. Ведь всякий раз в ходе подготовки к выездным кампаниям берутся насколько пар штемпелей монет (коих в архивах мондворов уже многие сотни, если не тысячи) и с их помощью чеканятся эти так называемые муляжи. Вероятность того, что в ходе подготовки к очередной кампании возьмут те же штемпеля ничтожно мала. Либо в поездку отправляются уже готовые муляжи, побывавшие в предыдущей рекламной кампании, либо возьмут другие штемпеля и изготовят новые образцы-муляжи. Словом, как и в случае с технологическими пробами, муляжей может быть много, но … разных.
     И последнее. Являются ли образцы-муляжи коллекционным материалом? Безусловно – да. Помню времена, когда в 1970-80-е годы многие коллекционеры (включая и некоторых столичных авторитетных нумизматов) пренебрежительно относились к пробным монетам, уничижительно называя их и жетонами монетного двора, и монетовидными медальками, и прозаическими составляющими производственного инструментария процесса изготовления законных платежных знаков. Однако от этого степень их редкости, их значимость для нумизматики, интерес к ним со стороны коллекционеров не принизились, не пропали. Скорее, наоборот. Свидетельством тому – спрос на этот коллекционный материал, который растет день ото дня.

В. Назаров, А. Чеботарев.
г. Ростов-ПАПА.

     P.S. До 1 рубля 1999 г. «К. Хетагуров» автору в XX в. была известна лишь одна, но довольно большая серия предметов, претендующих на статус муляжей (или, точнее, рекламно-выставочных образцов памятных монет).
     В начале 1980-х гг. в Бакинский клуб коллекционеров кто-то из иногородних посетителей завез целый альбом непонятных монет, или точнее, монетовидных односторонних предметов. Каждая из страниц начиналась с гербово-номинальной стороны (аверс), а затем рядышком располагались кругляши со всеми видами спорта, видами городов и эмблемой Олимпиады-80 (реверсы).
     Односторонки платиновых 150-рублевок были выполнены из белого металла (видимо, какой-то никелевый сплав, типа мельхиора или нейзильбера); золотых 100-рублевок – из желтого металла (типа латуни или бронзы); серебряных 10- и 5-рублевок – из алюминия. Рублевых односторонок среди них не было.
     Односторонние оттиски советских олимпийских монет были отчеканены подлинными штемпелями качества АЦ. По словам их владельца это были рекламные экземпляры с какой-то выставки. Стоили они по 15-25 р. за экземпляр. Немалые деньги по тем временам. Вместе с тем, эти предметы довольно быстро нашли своих хозяев.
      Слова «МУЛЯЖ» на них не было, но это не меняло их функционального назначения.

     P
.P.S.
Автор благодарит ряд московских и ростовских-на-Дону коллекционеров, предоставивших свои коллекционные экземпляры для написания данного материала.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

!!! При использование данного материала, целиком или в части, ссылка на "Южно-российский коллекционер" - обязательна.

{ назад }

 

 

Дизайн: Chibo Software

E-mail: chibo_software@mail.ru
       

Клуб Нумизмат | TOP 100 CoinsPortal.ru Нумизматический портал Поисковая форма Апорт Rambler's Top100 SpyLOG
Нумизматический сайт Лучший каталог российских монет 1991>2001 Портал UUU.RU | TOP 100 Южно-российский коллекционер Рейтинг@Mail.ru
Газета С.-Петербугрский кооллекционер awards-su.com - Каталог орденов,медалей,значков СССР tokenoman - коллекция жетонов Библиотека советской нумизматики, бонистики



Hosted by uCoz