Последняя крупная пробная монета умирающего союза
Данная статья также была опубликована в
журнале Нумизматика, № 9, 2005.
1991-й год.
«Больное тело» умирающего Союза терзают множественные межнациональные конфликты. Одна за
другой союзные республики заявляют о своем стремлении к суверенитету. Прибалты официально выходят из состава СССР. Существование великой державы
под большой угрозой.
Но монетные дворы,
похоже, не чувствуют надвигающегося советского апокалипсиса. Работа идет в
прежнем режиме. В течение этого последнего года октябрьской истории России
выходят в обращение 12 никелевых памятных рублей; 1 никелевая и 3 серебряные
памятные трехрублевки; 4 никелевые, 2 биметаллические и 1 палладиевая
памятные пятирублевки; золотая и палладиевая десятирублевки, 2 золотые и 5
палладиевых двадцатипятирублевок; 3 золотые пятидесятирублевки; 3 золотые
сторублевки; 2 платиновые стопятидесятирублевки.
Огромными тиражами
чеканятся на московском и петербургском монетных дворах традиционные годовые
наборы тиражных монет – 1, 2, 3, 5, 10, 15, 20, 50 копеек и 1 рубль.
Более того, под занавес фатального года невесть откуда вдруг появляются новые монеты СССР, без традиционного серпастого-молоткастого – так называемая ново-огаревская
серия или, как еще иногда их называют, монеты ГКЧП: биметаллические 10 рублей, никелевые 5 рублей и 1 рубль – обоих монетных дворов; ленинградские никелевые 50 копеек, а чуть позже, словно догоняя их, появляется и
московский стальной с латунной плакировкой десятикопеечник.
Это все, что увидели и узнали из официальных источников отечественные нумизматы.
Но было и еще
кое-что из нумизматического материала, датированного 1991-м годом. Это пробные монеты. Казалось бы, какие тут могут быть эксперименты? Ведь пробники – это, как правило, перспектива. А какие перспективы были у Союза в
1991-м?
И вместе с тем, пробная чеканка производилась. Одни из первых, которые тогда появились практически сразу, это общесоюзная 1 копейка («М») из железосодержащего
сплава, плакированного красной медью, да два московских десятикопеечника ново-огаревской серии из медно-цинкового сплава и нейзильбера, в то время как серийные такие монеты чеканились из стали, плакированной
золотисто-желтым медным сплавом. Мельком довелось видеть никелевый ново-огаревский полтинник московского мондвора и слышать о 10 копейках из этой же серии, но ленинградской чеканки. Блуждали ничем не подтвержденные
слухи, что кто-то видел уже ново-огаревские 15 и 20 копеек, а также другие номиналы плакированной мелочи общесоюзного типа – 2, 3 и 5 коп. Спустя много лет последнее частично подтвердилось появлением 3-копеечника, но
плакированного не красной медью, как копейка, а золотисто-желтым сплавом. Это факт, кстати, навел на мысль о том, что тогда могли быть полные серии (т.е. 1, 2, 3 и 5 коп.) как с красной плакировкой, так и с желтой.
Гораздо позже в своем «Дополнении к каталогу "Монеты Страны Советов"» А. Федорин указал в качестве технологической пробы и 5 рублей ново-огаревской серии в
медно-никелевом сплаве, плакированном золотистой бронзой. Правда, определив ее однозначно в раздел пробных монет, автор почему-то отвел довольно скромное место латунному и никелевому 10-коппечникам, проходящим в его
каталоге в скромном качестве – «известны экземпляры в медно-никелевом сплаве желтого цвета» и … в медно-никелевом сплаве белого цвета», т.е., проще говоря, как прозаические перепутки по металлу.
Уже в 2000-е годы журнал «Антиквариат» рассказал своим читателям об интересном пробном варианте рубля «Низами Гянджеви», где на втором плане реверса (портретной
стороны) вместо чернильного прибора была левая рука.
Показывали публикацию из какой-то газеты о том, что в Австралии отчеканили монеты из драгметаллов на темы «Перестройка. Гласность. Горбачев». Но был ли это
пробный выпуск или серийный – сказать трудно, т.к. мы не увидели ни одного экземпляра этих монет.
Но, судя по всему, тема пробных монет, как «Поле чудес», то и дело преподносит все новые и новые сюрпризы. Конец 2004 г. подарил нумизматам информацию о существовании
пробного варианта 25-рублевика «Большой театр», но с датой «1991» и гербом СССР. В № 3 (33) ’05 журнала «С.-Петербургский коллекционер» была опубликована иллюстрация пробного оттиска лицевой (гербовой) стороны этой
монеты. А спустя полгода была обнаружена и вторая половина этой, пожалуй, последней самой крупной пробной монеты уходящего в историю Союза Советских Социалистических Республик – пробный оттиск оборотной (сюжетной) стороны
25-рублевика.
Реально такая пятиунцевая серебряная монета вышла в обращение лишь в 1993-м году, но уже с российской символикой и совершенно иным изображением на лицевой и оборотной
сторонах.
Дизайн же этой советской серебряной 25-рублевки, не утвержденной к массовой чеканке и оставшейся пробным вариантом, не был повторен ни на одной из вышедших в
последующем золотых, платиновых, палладиевых и серебряных монет, посвященных как Большому театру, так и балету в общем. Хотя, нечто похожее прослеживается в изображениях лицевых сторон золотых монет серии «Русский
балет» 1991 г., с той лишь самой заметной разницей, что у монет последней отсутствует … герб СССР.
Вновь обнаруженная пробная 25-рублевка – самая крупная из известных советско-российских пробных монет XX-XXI вв.
Оба односторонних
оттиска чеканены штемпелем качества Пруф, а вместо штемпеля оборотной стороны применена «технологическая» «болванка», оставив вместо оттиска некое подобие бортика монеты и двухступенчатую разноуровневую выпуклость в центре
с диаметром 7,55 мм в основании.
Похожесть штемпелей лицевых гербовых сторон описываемой пробной 25-рублевки и золотой серии
монет (10, 25, 50 и 100 рублей) «Русский балет» 1991 г., скорее всего, не случайны. И объяснить это можно, на мой взгляд, только одним обстоятельством. Серебряная 25-рублевка и золотые 10-, 25-, 50-,
100-рублевки, видимо, готовились к выпуску еще в начале 1991 г., когда все 15 союзных республик были в составе СССР. Т.е., не исключено, что изначально и на лицевых сторонах золотых монет «серпастый-молоткастый» присутствовал.
Имеется ввиду первая пробная чеканка или, на худой конец, проекты монет 1991 г., посвященных русскому балету.
Но штемпеля пробной планируемой пятиунцевой серебряной 25-рублевки были, вероятно, готовы уже в конце 1990 – начале 1991 года. Тогда же надо полагать, штемпеля эти были
опробованы, результатом чего и стали вышеупомянутые односторонки.
Что же касается золотых монет 1991 г. из серии «Русский балет», то их либо планировали к
выпуску на конец года и не успели сделать пробные оттиски, либо таковые имели место, но пока просто неизвестны широким кругам коллекционеров. В любом случае, как следует из официальных документов, эта серия золотых монет
была утверждена к выпуску в сентябре, когда в составе СССР уже не было трех прибалтийских республик, провозгласивших себя независимыми государствами. Т.е., фактически в это время должен был существовать новый герб СССР – с
двенадцатью перехватами ленточки в гербе. Но правительственного решения на сей счет не было. В следствие этого на монетном дворе «подкорректировали» дизайн золотых монет вышеназванной серии – убрали «устаревший» герб страны
вовсе с монетных штемпелей. Чего не скажешь о ряде других монет СССР (в частности, никелевые 1 руб. Низами Гянджеви, 6 монет "Олимпиада в Барселоне"; никелевые 3 р. "Разгром немцев под Москвой" и серебряные 3 руб.
"Триумфальная арка"; никелевые 5 руб. "Госбанк СССР", "Давид Сасунский", биметаллические 5 руб. "Рыбный филин", "Винторогий козел"; палладиевые 25
руб. "Отмена крепостного права в России"; золотые 50 руб. "Исаакиевский собор"; золотые 100 руб. "Лев Толстой"; платиновые 150 руб. "Александр и Наплоен"), которые чеканились в конце 1991 года с неправильным гербом
распадавшегося государства. Но это уже другая история.
Для сравнения ниже приводятся таблицы технологических параметров и дизайнерских отличий односторонних оттисков 1991 г. и реально вышедшей в обращение в 1993 г.
первой пятиунцевой серебряной 25-рублевой монеты.
У обоих односторонних оттисков имеется гуртовая насечка, идентичная гуртовой насечке стандартной серебряной пятиунцевой монеты.
Дошло ли дело до
чеканки полноценной серебряной 25-рублевой монеты пробными штемпелями, сказать трудно. Но то, что односторонние оттиски существуют – факт. Возможно время подарит нам и другие пробы балетной серии монет 1991 г.
Очерк пробных монет
последнего года существования СССР был бы, наверное, не полон, если бы мы не упомянули еще о некоторых монетовидных знаках – республиканских выпусках, а также выпусках оппозиционных правительств союзных республик в эмиграции.
Так, в частности, в
1991 г. Ленинградский монетный двор отчеканил для Армении благотворительную монету достоинством 1 стак. Изготовлены они были в бронзе (АЦ) и никелевом сплаве (АЦ и Пруф).
Во всю работал в
этот год на развал СССР Побджойский монетный двор, который по заказам эмигрантских правительств, союзов и обществ чеканил самые невообразимые монеты, как со словом «ПРОБА» на реверсе, так и без оного. Больше всего
таких «монет» было отчеканено для России, Украины, Латвии и Эстонии. Но известны и выпуски эмигрантов из Азербайджана, Армении, Грузии, Молдавии, некоторых азиатских республик.
Однако, все это
многообразие, за исключением армянского 1 стака (ЛМД), к советской чеканке не имеет никакого отношения, являясь лишь штрихом, мазком к трагическому портрету умирающей Великой Державы.
Технологические параметры
Монета
Параметры |
Односторонний оттиск гербовой стороны 25 р. 1991 г. |
Односторонний оттиск оборотной стороны 25 р. 1991 г. |
Вышедшая в обращение 5-унцевая серебряная 25 р. 1993 г. |
металл |
Мельхиор |
мельхиор |
серебро 999° |
вес
(г) |
132,7 |
132,9 |
155,5 |
толщина (мм) |
6,1 |
6,6 |
6,1 |
диаметр |
60,2 |
60,1 |
60,15 |
Отличия в
изображениях лицевых (гербовых) сторон одностороннего оттиска 1991 г. и 25 рублей (Ag)
1993 г.
№ п/п |
Односторонний оттиск 1991 г. |
Серебряные 25 руб. 1993 г. |
1. |
Герб – СССР |
В качестве герба –
двуглавый орел Временного правительства России 1917 г. |
2. |
Обозначение веса –
155,55 |
Обозначение веса –
155,5 |
3. |
Год указан справа
под зданием Большого театра, слева от знака монетного двора |
Год указан в
круговой надписи |
4. |
Значок монетного
двора крупный |
Значок монетного
двора мелкий |
5. |
Слова «Большой
театр» размещены в верхней части круговой надписи над зданием
Большого театра |
Слова «Большой
театр» размещены под названием Большого театра |
6. |
Аббревиатура
названия государства расположены справа и слева от герба СССР –
«СС»-«СР» |
Название государства
расположено в нижней части круговой надписи в составе общего
названия «Банк России» |
7. |
Круговая надпись
разделена двумя украшениями в виде орнамента |
Круговая надпись
разделена в двух местах сдвоенными ромбами |
8. |
Номинал расположен в
нижнем сегменте монетного поля |
Номинал расположен в
верхней части (слева) круговой надписи |
9. |
Изображение Большого
театра, герба страны и др. элементов рисунка центра монеты не
отделено от круговой надписи точечной окружностью |
Изображение Большого
театра, герба страны и др. элементов рисунка центра монеты отделено
от круговой надписи точечной окружностью |
Отличия в
изображениях оборотных (сюжетных) сторон одностороннего оттиска 1991 г. и 25 рублей (Ag)
1993 г.
№
п/п |
Односторонний оттиск 1991 г. |
Серебряные 25 руб. 1993 г. |
При одинаковой, на первый взгляд, танцевальной
позе у солиста балета заметны такие серьезные отличия, как: |
1. |
- фигура более массивная; - одета в трико, поверх которого надеты шорты и короткий тореадоровский пиджак; - на правой руке виден широкий рукав; - пальцы правой руки более собраны; - стрижка короткая; |
- фигура более изящная; - одета в единое балетное трико;
- правая рука обнажена; - пальцы правой руки растопырены; - стрижка более пышная; |
Поза и одеяние балерины абсолютно разные: |
2. |
- правая рука поднята вверх;
- левая рука отставлена горизонтально; - левая нога вторгается в слово «БАЛЕТ» уже после последней буквы
«Т»; - юбка волнами; - на голове высоко торчащая корона; |
- правая рука заведена за спину солиста
балета; - левая рука поднята вверх; - левая нога вторгается в слово «БАЛЕТ» между буквами «Л» и «Е»; - юбка в виде беспорядочных складок; - из-за сильно запрокинутой головы едва видны уголки банта |
3. |
В круговой надписи одно украшение в виде
веточки; |
В круговой надписи 6 украшений в виде веточек; |
При одинаковом, на первый взгляд, написании
круговой надписи: |
4. |
- буквы крупнее; - надпись приближена к бортику монеты. |
- буквы мельче; - надпись удалена от бортика монеты. |
В. Назаров, А. Чеботарев
г. Ростов-ПАПА
P.S.
Пробные армянские благотворительные моны известны в трех вариантах: –
желтый металл, АЦ; – никель, АЦ; – никель, Пруф.
Что касается
пробных монет эмигрантских правительств и обществ союзных республик СССР, то
их чеканки, как правило, в золоте, серебре – 900°, серебре – 500°, меди и
бронзе. Изредка случались выпуски в платине и палладии. При одинаковости
штемпелей, которыми их чеканили, эти монеты могли разниться по толщине
(1-унцевой, 2-унцевой и 3-унцевой монет). Кроме того, штемпеля могли быть
как обычные – АЦ, так и качества Пруф.
Ограниченность тиражей эмигрантских проб, их многообразие, а также
неизвестность этих выпусков делают процесс их собирания практически
невозможным делом.
_____________________________________________________________________________________________________________
!!! При использование данного материала,
целиком или в части, ссылка на "Южно-российский коллекционер" - обязательна.
{ назад
}